Музей русской драмы Национального драматического театра России — Александринского театра
Музей русской драмы — это выставка, посвящённая истории старейшей драматической труппы России. Она открылась в 2006 году в пространстве третьего яруса Александринского театра. Автор концепции — советник художественного руководителя театра, доктор искусствоведения, профессор А.А. Чепуров. Дизайн-проект — М.В. Дынай.
В восьми залах представлены уникальные сценические костюмы, декорации, мебель, реквизит из спектаклей XIX-ХХ веков, созданные по эскизам выдающихся театральных художников: А.Я.Г оловина, И.Я. Билибина, Н.И. Альтмана, Н.П. Акимова, В.В. Дмитриева, Г.П. Руди, М.Ф. Китаева и др. В числе спектаклей: «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1934) и «Пётр Первый» А.Н. Толстого (1935) в постановке Б.М. Сушкевича, «Суворов» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского (режиссёр А.А. Музиль, 1939), «Гамлет» У. Шекспира (режиссёр Г.М. Козинцев, 1954), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1836, 1897, 1936), «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (режиссер Н.М. Шейко, 1974), «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева (режиссёр А.А. Музиль, 1941), «Великий государь» В.А. Соловьёва (режиссёр Л.С. Вивьен, 1945), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (режиссёр Г.А. Товстоногов, 1955), «Бег» М.А. Булгакова (режиссёр Л.С. Вивьен, 1958), «Дон Жуан» Мольера (1910) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда; спектакли о жизни русских писателей: «Болдинская осень» Ю.М.Свирина, (режиссёр Р.А. Горяев, 1969), «Лермонтов» Б.А. Лавренёва (режиссёр Б.М. Дмоховский, 1953); «Элегия» П. Павловского по письмам И.С. Тургенева к М.Г. Савиной (режиссёр И.С. Ольшвангер, 1975).
Русский театр с самого начала своего существования стремился отобразить на своей сцене яркие страницы отечественной истории. Первые русские актёры выходили на подмостки в ролях легендарных киевских князей и варяжских прародителей русской монархической династии. Кий, Хорев, Рюрик, Синав и Трувор… Их воплощали в восемнадцатом веке Фёдор Волков и Иван Дмитревский, позже Пётр Плавильщиков. Затем под пером первого русского драматурга А.П. Сумарокова на сцену пришёл Димитрий Самозванец со своими сатрапами и гонителями. Вступившая в полемику с политическими и эстетическими оппонентами Екатерина Вторая, исполняя роль драматурга и режиссёра русской императорской сцены, сотворила образ первого правителя-самодержца Олега.
В начале девятнадцатого века пламенный драматический поэт В.А. Озеров своим «Димитрием Донским» в эпоху наполеоновских войн всколыхнул патриотические чувства всех слоёв российского общества. В этой трагедии блистали такие актёры петербургской труппы, как Алексей Яковлев (Димитрий Донской) и Екатерина Семёнова (Ксения). Но подлинными историческими трагедиями стали несколько позже «Борис Годунов» А.С. Пушкина, а затем «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» А.К. Толстого.
Постепенно не только легендарная и боярская Русь становились объектом театральных представлений. На сцену проникает и век восемнадцатый. Первые русские актёры, сподвижники Великого Петра, блистательный двор Екатерины, суворовские походы, пугачёвский бунт вызывают к жизни новых театральных героев. Вскоре александринская сцена переходит к воплощению недавнего исторического прошлого, почти смыкающегося с современностью.
Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать и соответствующую эпоху с её укладом, бытовыми деталями и подробностями, с характерными для этой эпохи костюмами и аксессуарами. За два с половиной века существования петербургской драматической сцены Александринский театр накопил огромный багаж, ценнейшую коллекцию предметов материальной культуры различных эпох, которая позволяет сегодня смоделировать на сцене различные исторические времена. Коллекции костюмов, мебели, реквизита и бутафории в Александринском театре огромны. Они насчитывают сотни и тысячи предметов. Среди них вещи из различных, порой знаменитых и даже легендарных спектаклей, созданные по эскизам знаменитых театральных художников, именные костюмы, в которых выступали на сцене такие корифеи театра, как М.Г. Савина и К.А. Варламов, Ю.М. Юрьев и В.Н. Давыдов, Н.К. Симонов и Н.К. Черкасов…
Всё это хранилось в фондах костюмерного и мебельно-реквизиторского цехов, а ныне стало музейной коллекцией театра. Показать зрителям эти уникальные предметы — задача экспозиции, представленной вниманию посетителей. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Нам хотелось представить, как александринские актёры «играли» русскую историю. Как они воссоздавали боярскую Русь, как выглядели они в костюмах восемнадцатого века, как смотрелась в зеркале сцены зрительская толпа, запечатлённая Н.В. Гоголем в его знаменитом «Театральном разъезде после представления новой комедии». С помощью предметов и костюмов мы стремимся показать, как воплотилась на сцене николаевская эпоха, вступившая в непримиримый конфликт с такими яркими творческими личностями, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Посетители экспозиции смогут увидеть, как театр отображал мир гоголевских персонажей, как тургеневские художественные и жизненные сюжеты воплотились благодаря актёрам Александринки. Перед вами предстанет бесценная коллекция костюмов и мебели, созданной по эскизам А.Я. Головина к бессмертным спектаклям Вс. Мейерхольда «Дон Жуан» и «Маскарад», поставленным в 1910-е годы. И, наконец, на двух великих спектаклях советской эпохи — «Беге» М. Булгакова и «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского — сосредоточим мы ваше внимание.
Мир русской драмы предстанет в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.
В восьми залах представлены уникальные сценические костюмы, декорации, мебель, реквизит из спектаклей XIX-ХХ веков, созданные по эскизам выдающихся театральных художников: А.Я.Г оловина, И.Я. Билибина, Н.И. Альтмана, Н.П. Акимова, В.В. Дмитриева, Г.П. Руди, М.Ф. Китаева и др. В числе спектаклей: «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1934) и «Пётр Первый» А.Н. Толстого (1935) в постановке Б.М. Сушкевича, «Суворов» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского (режиссёр А.А. Музиль, 1939), «Гамлет» У. Шекспира (режиссёр Г.М. Козинцев, 1954), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1836, 1897, 1936), «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (режиссер Н.М. Шейко, 1974), «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева (режиссёр А.А. Музиль, 1941), «Великий государь» В.А. Соловьёва (режиссёр Л.С. Вивьен, 1945), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (режиссёр Г.А. Товстоногов, 1955), «Бег» М.А. Булгакова (режиссёр Л.С. Вивьен, 1958), «Дон Жуан» Мольера (1910) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда; спектакли о жизни русских писателей: «Болдинская осень» Ю.М.Свирина, (режиссёр Р.А. Горяев, 1969), «Лермонтов» Б.А. Лавренёва (режиссёр Б.М. Дмоховский, 1953); «Элегия» П. Павловского по письмам И.С. Тургенева к М.Г. Савиной (режиссёр И.С. Ольшвангер, 1975).
Русский театр с самого начала своего существования стремился отобразить на своей сцене яркие страницы отечественной истории. Первые русские актёры выходили на подмостки в ролях легендарных киевских князей и варяжских прародителей русской монархической династии. Кий, Хорев, Рюрик, Синав и Трувор… Их воплощали в восемнадцатом веке Фёдор Волков и Иван Дмитревский, позже Пётр Плавильщиков. Затем под пером первого русского драматурга А.П. Сумарокова на сцену пришёл Димитрий Самозванец со своими сатрапами и гонителями. Вступившая в полемику с политическими и эстетическими оппонентами Екатерина Вторая, исполняя роль драматурга и режиссёра русской императорской сцены, сотворила образ первого правителя-самодержца Олега.
В начале девятнадцатого века пламенный драматический поэт В.А. Озеров своим «Димитрием Донским» в эпоху наполеоновских войн всколыхнул патриотические чувства всех слоёв российского общества. В этой трагедии блистали такие актёры петербургской труппы, как Алексей Яковлев (Димитрий Донской) и Екатерина Семёнова (Ксения). Но подлинными историческими трагедиями стали несколько позже «Борис Годунов» А.С. Пушкина, а затем «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» А.К. Толстого.
Постепенно не только легендарная и боярская Русь становились объектом театральных представлений. На сцену проникает и век восемнадцатый. Первые русские актёры, сподвижники Великого Петра, блистательный двор Екатерины, суворовские походы, пугачёвский бунт вызывают к жизни новых театральных героев. Вскоре александринская сцена переходит к воплощению недавнего исторического прошлого, почти смыкающегося с современностью.
Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать и соответствующую эпоху с её укладом, бытовыми деталями и подробностями, с характерными для этой эпохи костюмами и аксессуарами. За два с половиной века существования петербургской драматической сцены Александринский театр накопил огромный багаж, ценнейшую коллекцию предметов материальной культуры различных эпох, которая позволяет сегодня смоделировать на сцене различные исторические времена. Коллекции костюмов, мебели, реквизита и бутафории в Александринском театре огромны. Они насчитывают сотни и тысячи предметов. Среди них вещи из различных, порой знаменитых и даже легендарных спектаклей, созданные по эскизам знаменитых театральных художников, именные костюмы, в которых выступали на сцене такие корифеи театра, как М.Г. Савина и К.А. Варламов, Ю.М. Юрьев и В.Н. Давыдов, Н.К. Симонов и Н.К. Черкасов…
Всё это хранилось в фондах костюмерного и мебельно-реквизиторского цехов, а ныне стало музейной коллекцией театра. Показать зрителям эти уникальные предметы — задача экспозиции, представленной вниманию посетителей. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Нам хотелось представить, как александринские актёры «играли» русскую историю. Как они воссоздавали боярскую Русь, как выглядели они в костюмах восемнадцатого века, как смотрелась в зеркале сцены зрительская толпа, запечатлённая Н.В. Гоголем в его знаменитом «Театральном разъезде после представления новой комедии». С помощью предметов и костюмов мы стремимся показать, как воплотилась на сцене николаевская эпоха, вступившая в непримиримый конфликт с такими яркими творческими личностями, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Посетители экспозиции смогут увидеть, как театр отображал мир гоголевских персонажей, как тургеневские художественные и жизненные сюжеты воплотились благодаря актёрам Александринки. Перед вами предстанет бесценная коллекция костюмов и мебели, созданной по эскизам А.Я. Головина к бессмертным спектаклям Вс. Мейерхольда «Дон Жуан» и «Маскарад», поставленным в 1910-е годы. И, наконец, на двух великих спектаклях советской эпохи — «Беге» М. Булгакова и «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского — сосредоточим мы ваше внимание.
Мир русской драмы предстанет в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.
Адрес
:
191011, Санкт-Петербург, площадь Островского, д. 6
Персоны