Сушкевич Борис Михайлович
(26 января (7 февраля) 1887, Санкт-Петербург, — 10 июля 1946, Ленинград)
Актёр, режиссёр, педагог, Народный артист РСФСР (1944).
Учился на историческом факультете Московского университета.
С 1906 года выступал как актёр на любительских сценах, где познакомился с Евгением Вахтанговым.
Увлечённый театральными идеями К. Станиславского, Сушкевич с 1908 года был сотрудником Художественного театра, в 1912 году был принят в его труппу. В том же году Сушкевич стал одним из инициаторов создания 1-й Студии МХТ, где работал в творческом содружестве с Вахтанговым и Леопольдом Сулержицким, был членом дирекции (правления), ставил спектакли, был одним из ведущих актёров.
После смерти Сулержицкого в 1916 году Сушкевич фактически возглавлял 1-ю Студии МХТ — до 1924 года, когда Студия была преобразована в театр МХАТ 2-й, уже под руководством Михаила Чехова.
В конце 1932 года Сушкевич покинул МХАТ 2-й и в 1933-м был назначен художественным руководителем и директором Ленинградского академического театра драмы (ныне Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина), где поставил, в частности, пьесу Горького «Враги» и 2-ю редакцию «Петра I» А. Н. Толстого (1-ю редакцию Сушкевич поставил во МХАТе 2-м, 3-ю — в Новом театре).
В 1937 году Сушкевич возглавил ленинградский Новый театр, созданный в 1933 году Исааком Кроллем. Здесь режиссёр работал до конца жизни, прививал молодому коллективу мхатовские традиции, после долгого перерыва вновь выходил на сцену как актёр. Крупнейшей работой Сушкевича, как режиссёра, так и актёра, стал спектакль «Перед заходом солнца» Гауптмана (1940), где он сыграл Маттиаса Клаузена.
Преподавал в Ленинградском государственном театральном институте (ЛГТИ), с 1933 года — профессор, с 1936 года — директор ЛГТИ.
В октябре 1940 года Новый театр был отправлен на длительные гастроли по Дальнему Востоку, где его и застала война. В течение нескольких лет театр работал на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале, создавал фронтовые бригады, выезжал на Крайний Север, на пограничные заставы и военные корабли, дав в общей сложности 1300 спектаклей и 800 концертов, и только в мае 1945 года вернулся в Ленинград.
Актёр, режиссёр, педагог, Народный артист РСФСР (1944).
Учился на историческом факультете Московского университета.
С 1906 года выступал как актёр на любительских сценах, где познакомился с Евгением Вахтанговым.
Увлечённый театральными идеями К. Станиславского, Сушкевич с 1908 года был сотрудником Художественного театра, в 1912 году был принят в его труппу. В том же году Сушкевич стал одним из инициаторов создания 1-й Студии МХТ, где работал в творческом содружестве с Вахтанговым и Леопольдом Сулержицким, был членом дирекции (правления), ставил спектакли, был одним из ведущих актёров.
После смерти Сулержицкого в 1916 году Сушкевич фактически возглавлял 1-ю Студии МХТ — до 1924 года, когда Студия была преобразована в театр МХАТ 2-й, уже под руководством Михаила Чехова.
В конце 1932 года Сушкевич покинул МХАТ 2-й и в 1933-м был назначен художественным руководителем и директором Ленинградского академического театра драмы (ныне Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина), где поставил, в частности, пьесу Горького «Враги» и 2-ю редакцию «Петра I» А. Н. Толстого (1-ю редакцию Сушкевич поставил во МХАТе 2-м, 3-ю — в Новом театре).
В 1937 году Сушкевич возглавил ленинградский Новый театр, созданный в 1933 году Исааком Кроллем. Здесь режиссёр работал до конца жизни, прививал молодому коллективу мхатовские традиции, после долгого перерыва вновь выходил на сцену как актёр. Крупнейшей работой Сушкевича, как режиссёра, так и актёра, стал спектакль «Перед заходом солнца» Гауптмана (1940), где он сыграл Маттиаса Клаузена.
Преподавал в Ленинградском государственном театральном институте (ЛГТИ), с 1933 года — профессор, с 1936 года — директор ЛГТИ.
В октябре 1940 года Новый театр был отправлен на длительные гастроли по Дальнему Востоку, где его и застала война. В течение нескольких лет театр работал на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале, создавал фронтовые бригады, выезжал на Крайний Север, на пограничные заставы и военные корабли, дав в общей сложности 1300 спектаклей и 800 концертов, и только в мае 1945 года вернулся в Ленинград.