Головин Александр Яковлевич
(1863–1930)
Театральный художник, живописец.
В 1881 г. Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевёлся на живописное отделение. В период обучения познакомился с И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, А.Е. Архиповым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина М.А. Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.
В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью панно для ширм под заказ.
В 1889 г. он побывал в Париже на Всемирной выставке, где его покорили достижения новейшей французской живописи. Несколько месяцев Головин занимался в частной парижской мастерской, пытаясь освоить новые для себя приёмы и методы, вырабатывая собственную авторскую манеру письма. Он блестяще овладел техникой пастели. Его живописные произведения отличались своеобразием композиции, выразительными линиями, резкими контрастами цветовой гаммы, создавали ощущение игры и театральности.
Вернувшись в Россию, в 1890-е годы участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. Являлся активным участником художественного объединения «Мир искусства».
Работал в качестве дизайнера интерьеров и мебели. Совместно с К.А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900) и гостиницы «Метрополь» в Москве (1900—1903).
В 1898 г. Головин получил должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы «Ледяной дом» А.Н. Корещенко и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 г. художник переехал в Петербург, где в 1902 г. был назначен на пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал в Александринском и Мариинском театрах. В Мариинском театре создал эскизы декораций и костюмов к операм: «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (1911), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1917). Работая над оперой «Кармен», он написал цикл портретов испанок. В Александринском театре оформил спектакли: «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Грозу» А.Н. Островского (1916) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда.
Сотрудничал с С.П. Дягилевым. Для его «Русских сезонов» в Париже совместно с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким оформил оперу «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1908) и балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1910).
Головин был новатором в области декорационного искусства. Его сценическое оформление и костюмы всегда складывались в единую цельную картину, подчас именно они задавали нужный тон и погружали в атмосферу действия спектакля. Он умел мастерски и органично сочетать все декоративные элементы постановки: задник, занавес, реквизит и костюмы персонажей.
В 1912 г. Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной болезни сердца, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 г. и до конца жизни Головин жил в Царском Селе. В последние годы работал с К.С. Станиславским над постановкой «Женитьбы Фигаро» Бомарше на сцене МХАТа (1927).
Работы Головина хранятся в ГТГ, ГЦТМ, ГРМ, ГМТиМИ и др.
Театральный художник, живописец.
В 1881 г. Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевёлся на живописное отделение. В период обучения познакомился с И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, А.Е. Архиповым, И.С. Остроуховым, М.В. Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина М.А. Врубелю. Молодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.
В первые годы после окончания училища Головин подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью панно для ширм под заказ.
В 1889 г. он побывал в Париже на Всемирной выставке, где его покорили достижения новейшей французской живописи. Несколько месяцев Головин занимался в частной парижской мастерской, пытаясь освоить новые для себя приёмы и методы, вырабатывая собственную авторскую манеру письма. Он блестяще овладел техникой пастели. Его живописные произведения отличались своеобразием композиции, выразительными линиями, резкими контрастами цветовой гаммы, создавали ощущение игры и театральности.
Вернувшись в Россию, в 1890-е годы участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. Являлся активным участником художественного объединения «Мир искусства».
Работал в качестве дизайнера интерьеров и мебели. Совместно с К.А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже (1900) и гостиницы «Метрополь» в Москве (1900—1903).
В 1898 г. Головин получил должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы «Ледяной дом» А.Н. Корещенко и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова. В 1901 г. художник переехал в Петербург, где в 1902 г. был назначен на пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал в Александринском и Мариинском театрах. В Мариинском театре создал эскизы декораций и костюмов к операм: «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (1911), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1917). Работая над оперой «Кармен», он написал цикл портретов испанок. В Александринском театре оформил спектакли: «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Грозу» А.Н. Островского (1916) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда.
Сотрудничал с С.П. Дягилевым. Для его «Русских сезонов» в Париже совместно с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким оформил оперу «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1908) и балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1910).
Головин был новатором в области декорационного искусства. Его сценическое оформление и костюмы всегда складывались в единую цельную картину, подчас именно они задавали нужный тон и погружали в атмосферу действия спектакля. Он умел мастерски и органично сочетать все декоративные элементы постановки: задник, занавес, реквизит и костюмы персонажей.
В 1912 г. Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной болезни сердца, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 г. и до конца жизни Головин жил в Царском Селе. В последние годы работал с К.С. Станиславским над постановкой «Женитьбы Фигаро» Бомарше на сцене МХАТа (1927).
Работы Головина хранятся в ГТГ, ГЦТМ, ГРМ, ГМТиМИ и др.