Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Альтман Натан Исаевич
(1889–1970)
Российский и советский живописец, театральный художник, портретист, книжный иллюстратор, скульптор.
Учился в Одесском художественном училище (1903–1907) и в частных студиях Парижа (1910–1911). Среди его учителей были известные художники К.К. Костанди, Г.А. Ладыженский и др. В 1910 г. дебютировал на выставке ТЮРХ в Одессе.
Художник много времени проводил в музеях, занимаясь копированием работ великих мастеров прошлых эпох.
Наиболее известен его живописный портрет А.А. Ахматовой (1914, Русский музей).
В 1912–1913 гг. художник обращается к печатной графике, издает два выпуска линогравюр «Винница в шаржах».
В 1915–1917 гг. он участвовал практически во всех выставках авангардного искусства. Весной 1916 г. — стал членом общества «Бубновый валет». В это же время дебютировал как театральный художник: оформил спектакль по пьесе М. Метерлинка «Чудо св. Антония» в петербургском кабаре-театре «Привал комедиантов». В 1922 г. в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 г. оформлял М. Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала. В 1928 г. художник выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу. Свои работы художник показывал на парижских выставках общества «Молодая Европа» (1932) и «Ассоциации революционных писателей и художников» (1934, 1935). Оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В.В. Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина). Оформил спектакль «Бронепоезд 14-69» в «Театре Интернационального действия» (Париж, 1932).
К его работам относятся конструктивно выстроенные натюрморты, с элементами различных стилей: стилизованного кубизма («Цветовые объемы и плоскости», 1918 г), супрематизма («Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином)», 1919; «Петрокоммуна», 1921), конструктивизма («Россия − Труд», 1921).
Работы Н.И. Альтмана представлены в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ и др. музеях и частных собраниях.