Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Акимов Николай Павлович
(1901–1968)
Российский театральный художник, режиссёр, педагог, литератор.
В 1914 году начал посещать вечерние классы в Рисовальной школе при ОПХ в Санкт-Петербурге. В 1915 году занимался в студии С.М. Зейденберга, в 1916–1918 годах обучался в Новой художественной мастерской у М.В. Добужинского, В.И. Шухаева и А.Е. Яковлева.
В 1918 году работал в мастерской плаката петроградского Пролеткульта. В 1920 году на время переехал в Харьков, где преподавал рисунок на Высших курсах Политпросвета и осуществлял свои первые театральные постановки в местном детском театре и театре «Красный факел». В 1922 году вернулся в Петроград и через год поступил в ВХУТЕМАС, где учился у М.В. Добужинского и Н.Э. Радлова. Занялся книжной иллюстрацией, в том числе для собрания сочинений Анри де Ренье (издательство «Асайегша»), в общей сложности проиллюстрировал около ста изданий.
Но его основным занятием становится работа в театре. Как художник-оформитель Акимов работал в петроградских театрах-кабаре («Балаганчик» и «Карусель»), театре «Вольная комедия», Театре музыкальной комедии, в Академическом театре драмы, Большом драматическом театре. Вскоре его стали приглашать в Москву. В 1932 году в Театре имени Е.Б. Вахтангова он поставил свой первый спектакль в качестве режиссёра — трагедию «Гамлет» У. Шекспира.
В 1935 году возглавил Ленинградский театр сатиры и комедии. Он начал создавать театр-дом, его личность определяла всё: формирование труппы, выбор репертуара, стилистику театрального языка, взаимоотношения со зрительным залом. Спектакли Акимова выделялись в общем театральном контексте своей занимательностью, яркостью, зрелищностью, метафорами и парадоксами. На сцене Театра Комедии (так стал именоваться театр при Акимове) он поставил и оформил спектакли: «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Тень» и «Дракон» Е. Шварца, «Школа злословия» Р.Б. Шеридана и др.
Многие декорации художника становились сенсациями в театральной жизни Москвы и Ленинграда. Остроумная игра с предметами, контрасты и гиперболы постоянно присутствовали в его спектаклях как одни из наиболее любимых приёмов. Оформление и постановка спектаклей нередко рассматривались Акимовым как киномонтаж эпизодов, когда фокусируются крупным планом отдельные сцены. Выразительные образы вырастали из мельчайших деталей, в некоторых постановках присутствовали элементы сюрреалистического плана. Художник сам создавал оригинальные афиши к своим спектаклям. Сегодня Санкт-Петербургский театр Комедии носит имя Акимова.
Как художник он работал и в кино, участвовал в съёмке известных фильмов-сказок для детей «Кащей Бессмертный» и «Золушка».
Отдельное направление в творчестве Акимова образует портретная живопись. Он создал немало портретов друзей и соавторов по работе: К.Я. Голейзовского (1929), Д.Д. Шостаковича (1932), Н.В. Петрова (1932) и др.
Будучи постоянным участником всех значительных выставок театрально-декорационного искусства начиная с 1927 года, зачастую экспонировал рядом со своими театральными работами и портретную живопись.
С 1954 года преподавал на театрально-постановочном факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Среди его учеников — М.Ц. Азизян, Ю.И. Кононенко, О.Н. Целков и др.
Его работы представлены в музеях, в том числе в СПбГМТиМИ, ГЦТМ имени А.А. Бахрушина и частных собраниях.