Билибин Иван Яковлевич
(1876–1942)
Театральный художник, книжный график, монументалист и станковист, педагог.
В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Во время учебы брал уроки в рисовальной школе Общества поощрения художеств, учился у И.Е. Репина в Школе кн. М.К. Тенишевой, а также за границей, в мастерской А. Ашбе в Мюнхене. Обучение у И.Е. Репина продолжил в качестве вольнослушателя в Высшем художественном училище петербургской Академии художеств. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом (1900).
Как художник Билибин был увлечен русским фольклором. Его творческая деятельность началась с иллюстраций к народным сказкам летом 1899 («Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» и др.; приобретены для издания Экспедицией заготовления государственных бумаг). В дальнейшем художник создавал иллюстрации к былинам и сказкам А.С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», 1904—1905; «Сказка о золотом петушке», 1906—1907, «Сказка о рыбаке и рыбке», 1939).
Авторская фантазия художника в иллюстрациях сочеталась с серьёзным изучением народного и декоративного искусства, для чего он много ездил по стране, особенно по Русскому Северу. В 1902, 1903 и 1904 гг. Билибин посетил Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командировал Этнографический отдел Русского музея (Музея Александра III) для сбора произведений народного творчества и фотографирования памятников деревянного зодчества.
Стиль, разработанный художником, получил название «билибинского». Его отличительными чертами являются: тщательно проработанный рисунок, изысканные сочетания цветов, узорочье, вплетение в яркую сказочность чувства народного юмора. В этом стиле художник работал и в политической карикатуре, в журнальной и промышленной графике, при создании открыток и календарей. Фирменный «билибинский» стиль прослеживается в оформлении театральных постановок: в эскизах декораций и костюмов к операм «Золотой Петушок» в театре С.И. Зимина (Москва, 1909), «Садко» в петербургском Народном доме (1914) и др. Художника интересовал не только русский фольклор, но приметы прежних эпох, которые он переводил в театрально-игровую форму. Он работал в «Старинном театре» Н.Н.Евреинова и Н.В. Дризена, где оформил старофранцузское «Действо о Теофиле» (1907), основанную на средневековой легенде драму П. Кальдерона «Чистилище святого Патрика» (1911) и др.
В 1913 г. выполнил эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка. После Февральской революции разработал эскиз двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. (С 1992 г. это изображение было положено в основу эмблемы Банка России.)
В 1920 г. Билибин покинул Россию. Некоторое время жил в Египте, в Александрии, а затем в Каире, где работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов, писал с натуры портреты, пейзажи. Фотографировал египетское и коптское искусство. Путешествовал по Сирии и Палестине. Выполнил эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии (январь — июль 1925). В том же году переехал в Париж. Продолжал работать для театров: оформил оперу «Сказка о царе Салтане» в Театре Елисейских полей (постановка Н.Н. Евреинова, январь 1929), «Жар-птицу» в Театре Колон (Буэнос-Айрес, 1931), сотрудничал с театрами Праги («Царь Салтан») и Брно (эскизы к опере «Град Китеж»).
Исполнил по заказу В.П. Потемкина (полпреда в Париже) большое декоративное панно «Микула Селянинович» для главного вестибюля Советского полпредства.
В сентябре 1936 г. вернулся на родину. В Ленинграде преподавал в Академии художеств, иллюстрировал книги, занимался театрально-декорационной работой.
Произведения Билибина находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в ГТГ, ГЦТМ, Музее Гознака (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Саратовском художественном музее, Красноярском музейном центре, Тверской областной художественной галерее, а также в Пражской национальной галерее, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Городском музее в Брно и др.
Театральный художник, книжный график, монументалист и станковист, педагог.
В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Во время учебы брал уроки в рисовальной школе Общества поощрения художеств, учился у И.Е. Репина в Школе кн. М.К. Тенишевой, а также за границей, в мастерской А. Ашбе в Мюнхене. Обучение у И.Е. Репина продолжил в качестве вольнослушателя в Высшем художественном училище петербургской Академии художеств. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом (1900).
Как художник Билибин был увлечен русским фольклором. Его творческая деятельность началась с иллюстраций к народным сказкам летом 1899 («Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» и др.; приобретены для издания Экспедицией заготовления государственных бумаг). В дальнейшем художник создавал иллюстрации к былинам и сказкам А.С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», 1904—1905; «Сказка о золотом петушке», 1906—1907, «Сказка о рыбаке и рыбке», 1939).
Авторская фантазия художника в иллюстрациях сочеталась с серьёзным изучением народного и декоративного искусства, для чего он много ездил по стране, особенно по Русскому Северу. В 1902, 1903 и 1904 гг. Билибин посетил Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командировал Этнографический отдел Русского музея (Музея Александра III) для сбора произведений народного творчества и фотографирования памятников деревянного зодчества.
Стиль, разработанный художником, получил название «билибинского». Его отличительными чертами являются: тщательно проработанный рисунок, изысканные сочетания цветов, узорочье, вплетение в яркую сказочность чувства народного юмора. В этом стиле художник работал и в политической карикатуре, в журнальной и промышленной графике, при создании открыток и календарей. Фирменный «билибинский» стиль прослеживается в оформлении театральных постановок: в эскизах декораций и костюмов к операм «Золотой Петушок» в театре С.И. Зимина (Москва, 1909), «Садко» в петербургском Народном доме (1914) и др. Художника интересовал не только русский фольклор, но приметы прежних эпох, которые он переводил в театрально-игровую форму. Он работал в «Старинном театре» Н.Н.Евреинова и Н.В. Дризена, где оформил старофранцузское «Действо о Теофиле» (1907), основанную на средневековой легенде драму П. Кальдерона «Чистилище святого Патрика» (1911) и др.
В 1913 г. выполнил эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка. После Февральской революции разработал эскиз двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. (С 1992 г. это изображение было положено в основу эмблемы Банка России.)
В 1920 г. Билибин покинул Россию. Некоторое время жил в Египте, в Александрии, а затем в Каире, где работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов, писал с натуры портреты, пейзажи. Фотографировал египетское и коптское искусство. Путешествовал по Сирии и Палестине. Выполнил эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии (январь — июль 1925). В том же году переехал в Париж. Продолжал работать для театров: оформил оперу «Сказка о царе Салтане» в Театре Елисейских полей (постановка Н.Н. Евреинова, январь 1929), «Жар-птицу» в Театре Колон (Буэнос-Айрес, 1931), сотрудничал с театрами Праги («Царь Салтан») и Брно (эскизы к опере «Град Китеж»).
Исполнил по заказу В.П. Потемкина (полпреда в Париже) большое декоративное панно «Микула Селянинович» для главного вестибюля Советского полпредства.
В сентябре 1936 г. вернулся на родину. В Ленинграде преподавал в Академии художеств, иллюстрировал книги, занимался театрально-декорационной работой.
Произведения Билибина находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в ГТГ, ГЦТМ, Музее Гознака (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Саратовском художественном музее, Красноярском музейном центре, Тверской областной художественной галерее, а также в Пражской национальной галерее, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Городском музее в Брно и др.