Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Козинцев Григорий Михайлович
(до 1930 годов — Козинцов; 1905–1973) –
советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, публицист; народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской (1965) премий.
С помощью К.А. Марджанова и вместе со своими друзьями Сергеем Юткевичем, Моше Ваксом и Алексеем Каплером создал кукольный театр, а затем – экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе и осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимилиан».
В начале 1920 года уехал в Петроград. В декабре 1921 года совместно с Л.З. Траубергом, Г.К. Крыжицким и С.И. Юткевичем написал манифест театра «Эксцентризм», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году вместе с Л.З. Траубергом организовал Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра». За короткое время поставили эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н.В. Гоголя и ещё три спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в киномастерскую «ФЭКС». В 1924 году Козинцев начал работать на кинофабрике «Севзапкино».
Первый полнометражный фильм Г.М. Козинцева и Л.З. Трауберга – романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию А.И. Пиотровского – был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор А.Н. Москвин и художник Е.Е. Еней, работавшие с Г.М. Козинцевым практически на всех его фильмах.
Следующий фильм «Шинель» (1926) стал одним из шедевров советского немого кино.
В 1927 году выпустил современную комедию «Братишка» (1927) по своему сценарию, а сразу вслед за ней историческую мелодраму «С. В.Д.» (1927) по сценарию Ю.Н. Тынянова и Ю.Г. Оксмана, написанному на материале восстания декабристов. «С.В.Д.» В.Б. Шкловский назвал «самой нарядной лентой Советского Союза».
С августа 1927 года преподавал в Техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в который влилась киномастерская «ФЭКС».
В 1931 г. Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг выпустили первую звуковую картину «Одна», что знаменовало новый период в творчестве.
Некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки пьес У. Шекспира «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954). С 1944 вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор). Среди его выпускников — Э.А. Рязанов, С.И. Ростоцкий, В.Д. Дорман, В.В. Катанян.
Его «Дон Кихот» (1957, художник А. Санчес, Почётный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 году выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» и «Король Лир».
В 1965—1971 годах руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме». Автор историко-теоретических монографий «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).
Роды занятий