Персоны
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
(при рождении Карл Казимир Теодор Мейергольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold; 28 января 1874 — 2 февраля 1940)
Театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923).
Не окончив юридический факультет Московского университета, в 1896 поступил на 2-й курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. В 1898 вошёл в труппу только что созданного МХТ. Утончённое и нервное искусство Мейерхольда, его интеллигентность привлекли Чехова, создавшего образ Тузенбаха в «Трёх сёстрах» специально в расчёте на его актёрскую индивидуальность.
В 1902 покинул МХТ и в качестве режиссёра и антрепренёра возглавил труппу молодых актёров (с 1903 Товарищество новой драмы).
В 1902–05 (труппа выступала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве, Пен-зе) сыграл более 90 ролей, поставил ок. 200 спектаклей, делая упор на утверждение в провинции серьёзного репертуара (Чехов, М. Горький; Г. Гауптман, Г. Ибсен и др. представители западно-европейской новой драмы, а также символисты). Большое влияние на становление Мейерхольда-режиссёра оказал А. М. Ремизов. Мейерхольд постепенно находил собственные сценические приёмы, создавая язык условного театра («Потонувший колокол» Гауптмана, 1902; «Ак-робаты» Ф. фон Шентана, «Дядя Ваня» Чехова, «Снег» С. Пшибышевского, все 1903; «Монна Ванна» М. Метерлинка, «Вишнёвый сад» Чехова, «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, все 1904; «Литургия красоты» по К. Д. Бальмонту, 1905, и др.).
В 1905 по приглашению К. С. Станиславского возглавил филиальное отделение МХТ – Театр-студию (известна впоследствии как Студия на Поварской).
В кон. 1905 переселился в С.-Петербург, где сблизился с кругом писателей-символистов, группировавшихся вокруг Вяч. И. Иванова и повлиявших на теоретич. осмысление режиссером метода условного театра. Весной 1906 М. снова организовал свою труппу, которая гастролировала в Тифлисе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Полтаве.
Осенью 1906 по приглашению В. Ф. Комиссаржевской занял должность гл. режиссёра только что открытого ею театра в С.-Петербурге. За год осуществил здесь 13 новаторских постановок, которые вызвали жестокую полемику.
В 1908–17 М. работал в петербургских императорских театрах и одновременно под псевдонимом Доктор Дапертутто участвовал в различных студийных начинаниях.
В 1913–18 в петербургской Студии на Бородинской разрабатывал систему воспитания актёра-«гистриона», виртуозно владеющего своим телом, голосом, методом импровизации.
В 1918 М. и В. В. Маяковский поставили «Мистерию-буфф» (худ. К. С. Малевич), где новаторство автора смыкалось с фольклорной стихией, традициями балаганного шутовства и цирковой клоунады. Театр принял на себя задачу политич. пропаганды и агитации. Назначенный в 1920 зав. театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, М. переехал в Москву и провозгласил программу «Театрального Октября» – объединения «левых театров» в целях обновления сценического искусства.
В созданном М. в Москве Театре РСФСР 1-м (1920–21) были поставлены спектакль-митинг «Зори» Э. Верхарна (1920, совм. с В. М. Бебутовым) в конструктивистской сценографии В. В. Дмитриева и новая ред. «Мистерии-буфф» Маяковского (1921). В 1921 М. организовал Гос. высшие режиссёрские (позднее – театральные) мастерские (ГВЫРМ – ГВЫТМ), где разрабатывал новый метод актёрской игры – биомеханику. После закрытия Театра РСФСР 1-го с группой актёров образовал Вольную мастерскую Вс. Мейерхольда при ГВЫТМ, которая в нач. 1922 вошла в состав Театра Актёра. Здесь он поставил программный спектакль театрального конструктивизма «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922, худ. Л. С. Попова). Летом 1922 Театр Актёра преобразован в Театр ГИТИСа, открывшийся спектаклем «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (худ. В. Ф. Степанова). В 1923 труппа получила название «Театр им. Мейерхольда» (ТИМ; с 1926 ГосТИМ). Одновременно в 1922–24 худ. рук. московского Театра Революции, где в 1923 поставил «Доходное место» А. Н. Островского и «Озеро Люль» А. М. Файко; в 1923–31 руководил Гос. эксперим. театральной мастерской (ГЭКТЕМАС).
Своего рода энциклопедией «левого театра» стал «Лес» А. Н. Островского (ТИМ, 1924): в нём использовались небытовой и апсихологич. характер актёрской игры, агитационные и балаганные приёмы, монтажное построение спектакля на основе классич. комедии, кинопроекция и др. В «Мандате» Н. Р. Эрдмана (1925) М. сочетал гротескную эксцентриаду с бытовой достоверностью. С сер. 1920-х гг. в его искусстве всё отчётливее проявлялись трагедийные мотивы, приобретшие фантасмагорич., гиперболизированный характер в одном из самых значит. спектаклей – «Ревизоре» Н. В. Гоголя (1926). В «Горе уму» (1928) комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была понята как трагедия Чацкого, в котором М. видел одинокого романтика. При постановке пьес Маяковского в творчестве М. снова с гневной запальчивостью прорвались сатирич. интонации, особенно энергичные в «Клопе» (1929), менее выразительные в «Бане» (1930). Склонность к гротеску и метафорич. мышлению, к преображению реальности в формах ёмких обобщений осложняла взаимоотношения М. с сов. драматургией кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. В «Командарме-2» И. Л. Сельвинского (1929), «Последнем решительном» В. В. Вишневского (1931), «Списке благодеяний» Ю. К. Олеши (1931), «Вступлении» Ю. П. Германа (1933) режиссёру удались лишь отдельные, преим. трагедийные, моменты. В апреле – июне 1930 состоялись единственные зарубежные гастроли театра М. (9 городов Германии, включая Берлин; Париж). В 1932 цензура запретила выпуск «Самоубийцы» Н. Р. Эрдмана. В 1934 М. поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына – спектакль высочайшей изобразит. культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший ещё мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом эпохе и ставший легендой рус. театра. В 1935 в Ленингр. Малом оперном театре М. осуществил постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, реформировавшую оперную режиссуру и признанную одним из высших достижений мировой оперной сцены.
Во 2-й пол. 1930-х гг. началась кампания против М., его постановки подверглись критике как «формалистические» (в 1937 после генеральной репетиции запрещён спектакль «Одна жизнь» по мотивам романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь»), а его творчество называли чуждым советской идеологии. В 1938 ГосТИМ закрыт. Тогда же К. С. Станислав-ский пригласил М. в руководимый им оперный театр, а после его смерти М. стал гл. реж. Гос. оперного театра им. К. С. Станиславского (1938–39).
Работал в кино: поставил фильмы «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду (1915, М. – ав-тор сценария и исполнитель роли лорда Генри), «Сильный человек» по С. Пшибышевскому (1916); в 1928 снялся в роли Сенатора в ф. «Белый орёл» Я. А. Протазанова. Поставил радиоспектакли «Каменный гость» (1935) и «Русалка» (1937) А. С. Пушкина.
Педагогической деятельностью занимался с 1903.
Искусство М. оказало огромное влияние на развитие театра, кино, эстрады, фотографии и др. Театр М. являлся центром притяжения худож. интеллигенции.
20.6.1939 М. арестовали в Ленинграде, откуда перевезли в моск. Бутырскую тюрьму. 2.2.1940 он был расстрелян. Реабилитирован 26.11.1955. В февр. 1984 в Пензе, в мемориальном доме, принадлежавшем семье М., открылся Музей сценич. искусства им. В. Э. Мейерхольда. В 1999 перед его входом установлен памятник (скульптор Ю. Е. Ткаченко). В 1991 в Москве учреждён Центр им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ), призванный поддерживать развитие режиссёрского искусства. В 1994 в Москве (в Брюсовом пер.) открыт мемориальный Музей-квартира В. Э. Мейерхольда (филиал Гос. центр. театрального музея им. А. А. Бахрушина).
Постоянная ссылка на данное описание: