Новороссийский муниципальный драматический театр им. В.П. Амербекяна

Персоны:  
Первый театр в городе был создан в 1888 г., а уже в 1912 г. для гастролирующих трупп построено одно из лучших в стране зданий, принимавшее некогда Л.В. Собинова, В.И. Качалова, И.Н. Берсенева, Яворскую и других знаменитостей. В 1920 г. в театре работал Всеволод Мейерхольд. Было создано несколько театральных трупп, проводились массовые праздники, ставились новые пьесы. В 1936 г. для юных жителей города открыли Театр юного зрителя. Старый городской театр, будучи деревянным, сгорел от попадания зажигательных бомб во время немецкой бомбардировки города 21 апреля 1942 года. Когда в послевоенном Новороссийске расчистили городской парк, в ходе его благоустройства решили построить новый летний театр. К началу 60-х театр реконструировали, оснастили сценическим кругом и прочими приспособлениями. Здесь в 1959 году и обосновалась новая труппа, созданная на основе двух любительских коллективов и призванная следующие 55 лет выполнять в городе функции профессионального коллектива. Руководство взяла на себя Вера Анатольевна Корчан, бывшая актриса киевского драмтеатра. Первой постановкой стал спектакль «О личном» по пьесе В. И. Пистоленко. Вскоре театр получает статус народного и название – «Новороссийский народный драматический театр». В середине 1960-х годов театр возглавил режиссёр Павел Егорович Ширшов, воспитанник режиссёрского отделения театрального училища имени Б. В. Щукина, уже работавший в Темрюке. Театральная деятельность обрела с его появлением настоящий размах. Коллектив, сформированный П.Е. Ширшовым, был удивительно работоспособным и самоотверженным. В его состав входили люди самых разных специальностей, – всего более 70 человек. Спектакли, поставленные Павлом Егоровичем, отличались глубиной содержания и яркостью формы. Во время его руководства театром, коллектив дважды выезжал в Москву на Всесоюзные фестивали и вошёл в десятку лучших народных театров СССР. Помимо работ советских авторов (В. Розова, Л. Митрофанова, Д. Ковалева), коллектив знакомил зрителей с зарубежной драматургией (Б. Брехт и др.). Амбиционным проектом Ширшова стало осуществление постановки трилогии Н. Погодина о Ленине: «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая», а также работа над пьесой «Шестое июля» М. Шатрова. В 1965 году спектакль «Человек с ружьём» вместе с драмой В. Розова «В день свадьбы» были показаны на сцене Кремлевского театра в Москве в рамках второго смотра народных театров РСФСР. Коллектив театра стал лауреатом смотра, а исполнители главных ролей заслуженными работниками культуры РСФСР. В 1967 году новороссийскому театру выпала честь выступать на открытии Всесоюзного фестиваля самодеятельных театральных коллективов в Москве. Фестиваль, посвященный 50-летию Октябрьской революции, проходил снова на сцене Кремлёвского театра, и спектакль по пьесе М. Шатрова «Шестое июля» показывали по Всесоюзному телевидению в прямом эфире. В 1967 год в театр приходит профессиональный режиссёр Владимир Петрович Амербекян (1929—1999). Уже в 1972 году театр был удостоен премии кубанского комсомола им. Н. Островского за спектакли «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие» и «Вечный огонь». В 1973 году, осуществив постановку спектакля по роману Ф. Гладкова «Цемент», театр получил возможность вновь предстать перед московским зрителем. Участвуя во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности 1972-1973 годов в честь 50-летия образования СССР, коллектив попал в число 19 лучших народных театров России. Владимир Петрович Амербекян внимательно следил за новинками в театральной жизни страны, постоянно обновляя репертуар. В 1984 году театр отметил 25-летие своей деятельности. К этому времени, осуществив несколько удачных наборов в молодёжную студию, коллектив состоял из 33 человек. В этот период ставятся: «Доходное место», «Вечер старинного русского водевиля», «Дорогая Елена Сергеевна», «Тринадцатый председатель», «Дуэль», «Невеста из Имеретии», «Рядовые», «Дом». В конце 1980-х–1990-е годы были поставлены «Собачье сердце» М. Булгакова, «Удар» В. Розова, «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Трибунал» В. Войновича, «Мать Иисуса» А. Володина, «Забыть Герострата» Г. Горина, «Западня» Э. Золя, «Ах, мсье Париж – опасный город», «Ящерица» А. Володина. Главной заслугой Амербекяна в этот период стало то, что он не только сохранил народный театр, но и воспитал целую плеяду молодых постановщиков. В начале XXI века в составе труппы оказалось сразу шесть профессиональных режиссёров. Наступление нового тысячелетия было омрачено уходом из жизни В.П. Амербекяна (имя которого носит теперь театр). В 1999 году театр возглавил Евгений Кушпель. Одной из первых заметных постановок, отмеченных театральной общественностью, стал восстановленный новым художественным руководителем спектакль «Невеста из Имеретии» с Еленой Шмелько в главной роли. В 2008 г. спектакль дважды удостоен звания лауреата: на всероссийском фестивале народных театров и на международном фестивале профессиональных театров «Комплимент» в Новочеркасске. В 2010 году театр был удостоен звания лауреата на 12-ом московском международном телевизионно-театральном фестивале профессиональных театров «Этот день Победы» за спектакль «Прощай, конферансье!» по пьесе Г. Горина. Е. Кушпель осуществил также постановку целого ряда совершенно новых спектаклей, в том числе «Укрощение строптивой» по Шекспиру и «Варшавская мелодия» по пьесе Л.Г. Зорина, а также комедии «Странная Миссис Сэвидж» Джона Патрика, «Баба Шанель» Николая Коляды, трагикомедии «Играй, скрипач!» и др. В 2012 и 2013 годах театр становится лауреатом Всероссийского фестиваля, проводимым Государственным домом народного творчества. А в 2014 и 2015 годах получает звание лауреата Всероссийской премии «Грани тетра масс», проводимый СТД РФ. Только в конце 2014 года театр, наконец, обрёл профессиональный статус и современное название: «Новороссийский муниципальный драматический театр им. Амербекяна». В 2016 году на базе театра была проведена лаборатория театрального искусства Театра Наций. В результате репертуар театра пополнился спектаклями: «Взрослая дочь молодого человека» Виктора Славкина в постановке Михаила Заеца, «Как Зоя гусей кормила» (режиссёр-постановщик – ученик Льва Додина Георгий Цнобиладзе, Санкт-Петербург). Спектакль «Как Зоя гусей кормила» был удостоен звания лауреата фестиваля «Малых городов России» в 2017 году, проходившем в г. Тобольске. В 2018 году на фестивале «Кубань театральная» актриса театра Татьяна Шариазданова стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль» за роль Жени. В этом же году спектакль принял участие в театральном фестивале «Время московское» в г. Москве.

Населенный пункт:  

Адрес:  

353900, г. Новороссийск, ул. Советов, д. 53

Карта: