Московский Художественный театр имени А.П. Чехова
Персоны:
Создан в 1898 г. великими отечественными режиссерами К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. получивший звание академического (МХАТ).
Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф.О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году – Л. Леонидов.
Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А.П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю.
Однако, несмотря на большие многолетние успехи, в 1960-х гг. театр оказался в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О.Н. Ефремова, сумевшего в 1970-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр.
В 1980-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А.В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л.А. Додиным («Кроткая» по Ф.М. Достоевскому, 1985), М.Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К.М. Гинкасом («Тамада» А.М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Олега Ефремова (с 1989 – Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Татьяны Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).
После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А.П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки были сделаны как на классические произведения мировой драматургии, так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры — А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья — Новая — сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово «академический».
С 1923 существует музей МХАТ. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 — в Камергерском переулке. До 1969 музей подчинялся дирекции театра. К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения, ныне – ФГБУК «Музей МХАТ».
Сайт: