Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина расположился в старинном московском особняке, сведения о котором относятся к временам Екатерины II. Дом неоднократно продавали и перестраивали, сдавали в аренду, пока здесь не разместился Камерный театр под руководством Александра Таирова, который открылся 12 декабря 1914 года спектаклем «Сакунтала» по пьесе древнеиндийского поэта и драматурга Калидасы. К четырём помещениям, расположенным анфиладой, по проекту архитектора Н. Морозова были пристроены зрительный зал и сцена.
Камерный театр задумывался как театр яркого, зрелищного, пластического и эмоционального искусства. Режиссёр особым образом конструировал сценическое пространство, использовал музыку и живопись. Таиров воспитывал нового, синтетического актёра, виртуозно владеющего телом, способного быть не только драматическим артистом, но и акробатом, жонглёром, танцором, певцом. В музейной экспозиции история театра отражена в фотографиях его лучших спектаклей: «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916), «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Саломея» О.Уайльда (1917), «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Г. Легуве (1919). В экспозиции представлены эскизы художников А. Экстер, Г. Якулова, А.Веснина, братьев Стенбергов, В. Рындина, оформлявших спектакли режиссёра. К наиболее ценным экспонатам можно отнести афишу открытия Камерного театра и программу первого спектакля «Сакунтала» Калидасы. Стены залов, где расположена экспозиция, расписаны изображениями Тверского бульвара, погружающими зрителя в атмосферу театральной Москвы 20-х годов XX века.
История Камерного театра трагически завершилась летом 1949 года: его закрыли «за формализм». А. Таиров был изгнан из театра. В 1950 году режиссёра не стало.
После реорганизации театр получил новое название: «Московский драматический театр им. А. С. Пушкина» (1950).
По заказу художественного руководителя Театра имени Пушкина Василия Ванина здание театра, давно нуждавшееся в ремонте, перестроили во вкусе эпохи. В отделке появились пунцовый бархат и позолота, огромная хрустальная люстра и герб СССР над сценой. Однако фасад театра остался, практически без изменений. Жилая часть здания – квартира знаменитой актрисы Камерного театра Алисы Георгиевны Коонен была соединена с театром общим коридором, но имела отдельный вход, находилась на втором этаже здания и выходила окнами на Большую Бронную. После смерти Алисы Георгиевны в 1974 году эта часть здания была присоединена к театру и радикально перестроена. Здесь расположили Малый репетиционный зал и гримерные артистов.
В 1984 году после реставрации была открыта для зрителей анфилада «Пушкинские залы». В одном из них идут спектакли.
В 2010 году художественным руководителем стал Евгений Писарев. В прошлом актёр труппы театра, ныне признанный мастер сценически ярких и праздничных постановок преимущественно западных комедий, лауреат престижных российских театральных премий. Им создан спектакль «Камерный Театр. 100 лет. Спектакль-посвящение» (2014) по пьесе Е. Греминой — документально-художественное свидетельство о легендарном театре, возобновляющее утраченную связь с режиссёрской традицией Таирова.
Камерный театр задумывался как театр яркого, зрелищного, пластического и эмоционального искусства. Режиссёр особым образом конструировал сценическое пространство, использовал музыку и живопись. Таиров воспитывал нового, синтетического актёра, виртуозно владеющего телом, способного быть не только драматическим артистом, но и акробатом, жонглёром, танцором, певцом. В музейной экспозиции история театра отражена в фотографиях его лучших спектаклей: «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916), «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Саломея» О.Уайльда (1917), «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Г. Легуве (1919). В экспозиции представлены эскизы художников А. Экстер, Г. Якулова, А.Веснина, братьев Стенбергов, В. Рындина, оформлявших спектакли режиссёра. К наиболее ценным экспонатам можно отнести афишу открытия Камерного театра и программу первого спектакля «Сакунтала» Калидасы. Стены залов, где расположена экспозиция, расписаны изображениями Тверского бульвара, погружающими зрителя в атмосферу театральной Москвы 20-х годов XX века.
История Камерного театра трагически завершилась летом 1949 года: его закрыли «за формализм». А. Таиров был изгнан из театра. В 1950 году режиссёра не стало.
После реорганизации театр получил новое название: «Московский драматический театр им. А. С. Пушкина» (1950).
По заказу художественного руководителя Театра имени Пушкина Василия Ванина здание театра, давно нуждавшееся в ремонте, перестроили во вкусе эпохи. В отделке появились пунцовый бархат и позолота, огромная хрустальная люстра и герб СССР над сценой. Однако фасад театра остался, практически без изменений. Жилая часть здания – квартира знаменитой актрисы Камерного театра Алисы Георгиевны Коонен была соединена с театром общим коридором, но имела отдельный вход, находилась на втором этаже здания и выходила окнами на Большую Бронную. После смерти Алисы Георгиевны в 1974 году эта часть здания была присоединена к театру и радикально перестроена. Здесь расположили Малый репетиционный зал и гримерные артистов.
В 1984 году после реставрации была открыта для зрителей анфилада «Пушкинские залы». В одном из них идут спектакли.
В 2010 году художественным руководителем стал Евгений Писарев. В прошлом актёр труппы театра, ныне признанный мастер сценически ярких и праздничных постановок преимущественно западных комедий, лауреат престижных российских театральных премий. Им создан спектакль «Камерный Театр. 100 лет. Спектакль-посвящение» (2014) по пьесе Е. Греминой — документально-художественное свидетельство о легендарном театре, возобновляющее утраченную связь с режиссёрской традицией Таирова.
Адрес
:
123104, г. Москва, Тверской бульвар, д. 23
Персоны
Калидаса
,