Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Якулов Георгий Богданович
(1884 –1928)
Живописец, театральный художник, теоретик искусства.
Уроженец Тифлиса. В 1893 г. семья переехала в Москву. В 1901 г. занимался в художественной школе К.Ф.Юона, в 1902 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но был отчислен за несогласие с программой преподавания.
Значительную роль в формировании творческой личности художника сыграло пребывание на Кавказе и Дальнем Востоке (он участвовал в Русско-японской войне). Его интересовала культура Востока, художник во многом опирался на культурное наследие Ассирии, Ирана, Китая и Японии. Известен как автор статей о проблемах современной культуры и художественного наследия.
В 1914 г. в соавторстве с Б.К.Лившицем и А.С.Лурье опубликовал манифест футуристов «Мы и Запад»; в 1919 г. вместе с С.А.Есениным, В.Г.Шершеневичем, А.Б.Мариенгофом и Б.Р.Эрдманом – «Декларацию имажинистов». Принимал участие в выставках художественных объединений «Голубая роза» (1907, 1908, 1925) и «Мир искусства» (1911-1917).
Предложил собственную теорию «разноцветных солнц», осуществляя её принципы в своем творчестве. Якулов полагал, что особенности светового восприятия каждого народа сказываются на формировании его культуры. Его теоретические положения были сформулированы в статье «Голубое солнце», опубликованной в 1914 г. в журнале «Альциона».
Теоретические открытия отразились и в архитектурных проектах (оформление кафе «Питтореск», 1917-1918). В 1920 г. он принял участие в проектировании Красного стадиона в Лужниках. Принципы пространственной организации получили развитие в проектировании памятника 26-ти бакинским комиссарам (1923). Проект получил Почетный диплом на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в 1925 г. в Париже.
В театральной работе Якулов был реформатором декорационного искусства, первым начал оформлять спектакли в конструктивистском стиле («Обмен» П.Клоделя в Камерном театре, 1918). В этом же театре оформил спектакли «Принцесса Брамбилла» Э.Т.Гофмана (1920), «Жирофле-Жирофля» Ш.Лекока (1922). В 1927 г. участвовал в оформлении балета С.С.Прокофьева «Стальной скок» в постановке Л.Ф.Мясина, одного из самых знаменитых спектаклей своего времени, поразившего современников новизной конструктивистских идей и форм.
Работы художника хранятся в ГТГ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, других крупных музейных собраниях и частных коллекциях.