Таиров Александр Яковлевич
(настоящая фамилия Корнблит, 24 июня (6 июля) 1885, Ромны — 25 сентября 1950, Москва)
Театральный актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949), Народный артист РСФСР (1935).
Гимназистом выступал в любительских спектаклях по пьесам А.Н.Островского, исполняя роли Незнамова (Без вины виноватые, 1901, 1903) и Карандышева (Бесприданница, 1902).
В 1904 году поступил на юридический факультет Киевского университета, в 1906 году перевелся в Петербургский университет.
В 1907 году вступил в труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Лиговском Народном доме в Петербурге. Не бросая играть, дебютировал и как режиссер – поставил шекспировского «Гамлета» (1907), «Дядю Ваню» Чехова и «Эроса и Психею» Юрия Жулавского (1908). В собственных спектаклях появлялся на сцене в роли Лаэрта, Астрова и Эроса.
В 1909 году покинул Передвижной театр и стал работать в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. Ставил Чехова, Андреева, Горького, Пшибышевского, Ибсена, Байрона, Шоу, Гауптмана, Шиллера, много играл в своих и чужих постановках.
После окончания Петербургского университета в 1913 году приехал в Москву и поступил на работу в Московскую адвокатуру. Однако в том же году принял приглашение К.А. Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре.
После первого сезона Свободный театр прекратил свое существование, а 25 декабря 1914 года спектаклем «Сакунтала» Таиров и Алиса Коонен открывают свой собственный театр – Камерный.
В 1921 году выходит книга Таирова «Записки режиссера» (издание Камерного театра), в 1923 году ее издают уже на немецком языке. Тогда же Камерный театр впервые уезжает на гастроли во Францию и Германию. А гастроли в 1925 и 1930 годах принесли театру уже мировую славу.
В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», которую ему передал сам автор. На русский язык пьеса была переведена в 1928 году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года.
Крупной победой театра была признана постановка в 1933 году пьесы «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (режиссёр А. Таиров, художник В. Ф. Рындин, в роли Комиссара А. Коонен).
В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф «Богатыри» композитора Бородина. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова в уничижительном, сатирическом духе. В этом либретто в характерном для Демьяна Бедного стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси. Новый спектакль подвергся неожиданной критике со стороны властей за искажение событий русской истории. «Правда» откликнулась разгромной статьей и "проработкой" теата в целом. Постановка была воспринята как «идеологически неграмотная». 14 ноября 1936 г. Комитет по делам искусств принял постановление о запрещении "Богатырей".
В 1937 году поступает указание: объединить Камерный театр Таирова и Реалистический театр под руководством Н. Охлопкова. Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр. Название «Камерный» за театром было, однако, сохранено.
Театр пережил войну в эвакуации (которая могла и не состояться) и готовился к 30-летию.
В первые два года войны театр играет и выпускает новые спектакли в эвакуации, в Барнауле и на Балхаше.
По возвращении в 1943 в Москву Таиров работает над планом постановки "Плодов просвещения" Л.Н.Толстого, размышляет над "Драконом" Е.Л.Шварца, задумывается о "Маскараде" М.Ю.Лермонтова и "Идиоте" по Ф.М.Достоевскому (спектакли не были осуществлены).
26 августа 1946 года выходит постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию[12]. 9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, даже несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра он был награждён орденом Ленина. В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен Таиров был переведён в Театр им. Вахтангова, но к работе не приступил. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и тем самым прекратил своё существование.
Первый председатель Московского союза артистов (с 1917).
Член президиума ЦК Рабис (1919—1936).
Театральный актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949), Народный артист РСФСР (1935).
Гимназистом выступал в любительских спектаклях по пьесам А.Н.Островского, исполняя роли Незнамова (Без вины виноватые, 1901, 1903) и Карандышева (Бесприданница, 1902).
В 1904 году поступил на юридический факультет Киевского университета, в 1906 году перевелся в Петербургский университет.
В 1907 году вступил в труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Лиговском Народном доме в Петербурге. Не бросая играть, дебютировал и как режиссер – поставил шекспировского «Гамлета» (1907), «Дядю Ваню» Чехова и «Эроса и Психею» Юрия Жулавского (1908). В собственных спектаклях появлялся на сцене в роли Лаэрта, Астрова и Эроса.
В 1909 году покинул Передвижной театр и стал работать в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. Ставил Чехова, Андреева, Горького, Пшибышевского, Ибсена, Байрона, Шоу, Гауптмана, Шиллера, много играл в своих и чужих постановках.
После окончания Петербургского университета в 1913 году приехал в Москву и поступил на работу в Московскую адвокатуру. Однако в том же году принял приглашение К.А. Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре.
После первого сезона Свободный театр прекратил свое существование, а 25 декабря 1914 года спектаклем «Сакунтала» Таиров и Алиса Коонен открывают свой собственный театр – Камерный.
В 1921 году выходит книга Таирова «Записки режиссера» (издание Камерного театра), в 1923 году ее издают уже на немецком языке. Тогда же Камерный театр впервые уезжает на гастроли во Францию и Германию. А гастроли в 1925 и 1930 годах принесли театру уже мировую славу.
В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», которую ему передал сам автор. На русский язык пьеса была переведена в 1928 году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года.
Крупной победой театра была признана постановка в 1933 году пьесы «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (режиссёр А. Таиров, художник В. Ф. Рындин, в роли Комиссара А. Коонен).
В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф «Богатыри» композитора Бородина. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова в уничижительном, сатирическом духе. В этом либретто в характерном для Демьяна Бедного стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси. Новый спектакль подвергся неожиданной критике со стороны властей за искажение событий русской истории. «Правда» откликнулась разгромной статьей и "проработкой" теата в целом. Постановка была воспринята как «идеологически неграмотная». 14 ноября 1936 г. Комитет по делам искусств принял постановление о запрещении "Богатырей".
В 1937 году поступает указание: объединить Камерный театр Таирова и Реалистический театр под руководством Н. Охлопкова. Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр. Название «Камерный» за театром было, однако, сохранено.
Театр пережил войну в эвакуации (которая могла и не состояться) и готовился к 30-летию.
В первые два года войны театр играет и выпускает новые спектакли в эвакуации, в Барнауле и на Балхаше.
По возвращении в 1943 в Москву Таиров работает над планом постановки "Плодов просвещения" Л.Н.Толстого, размышляет над "Драконом" Е.Л.Шварца, задумывается о "Маскараде" М.Ю.Лермонтова и "Идиоте" по Ф.М.Достоевскому (спектакли не были осуществлены).
26 августа 1946 года выходит постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию[12]. 9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, даже несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра он был награждён орденом Ленина. В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен Таиров был переведён в Театр им. Вахтангова, но к работе не приступил. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и тем самым прекратил своё существование.
Первый председатель Московского союза артистов (с 1917).
Член президиума ЦК Рабис (1919—1936).