Стенберг Георгий Августович
(1900 – 1933)
Художник-конструктивист, сценограф, мастер киноплаката.
Родился в Москве. Отец, шведский художник, прибыл в Россию в 1898 г., чтобы участвовать в оформлении Нижегородской ярмарки. Окончил в 1920 г. 1-е Государственные свободные художественные мастерские (б. Строгановское художественно-промышленное училище), его педагогами были В.Е. Егоров и А.С. Янов. Член художественных объединений «Обмоху» («Общество молодых художников») и «Октябрь».
В 1912-1917 гг. обучался в Строгановском художественно-промышленном училище (СЦХПУ) различным техникам декоративно-прикладного искусства (роспись по фарфору, эмаль), а также живописью у В.Е.Егорова, А.С.Янова, П.В.Кузнецова. В 1917 г. посещал курсы военной инженерии, изучая технологию строительства различных инженерных сооружений. В 1917-1920 гг. в государственных Свободных художественных мастерских (ГСХМ).
Работал совместно с братом Владимиром. Испытали влияние конструктивизма. В раннем творчестве создавали как абстрактные плоскостные композиций, так и пространственные конструкции. Последние, выполненные в соавторстве с К.К.Медунецким, были представлены на выставке ОБМОХУ в 1921 г., а также на Первой русской художественной выставке в Берлине и Амстердаме (1922-1923).
Первые профессиональные работы были выполнены ими в 1915 г., когда началось их сотрудничество с театрами Москвы и некоторых других городов, в частности, Киева. Плодотворной была работа в московском Камерном театре, начавшаяся в 1924 г. и продолжавшаяся вплоть до 1931 г. Среди работ спектакли «Вавилонский адвокат» (1924) по пьесе А. Мариенгофа, «День и ночь» (1926) по пьесе Ш. Лекока, «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (1926), «Негр» (1929) по пьесам Ю. О'Нила. Художники пробовали себя не только в жанре драматического спектакля, но также в жанрах эстрадного обозрения – «Кукироль» (1925), оперетты – «Сирокко» (1928) на музыку композитора Л. Половинкина, аттракционного представления-ревю – «Туда, где льды» (1929), поставленного в Московском мюзик-холле, и т.д.
Прославились братья Стенберги как мастера киноплаката. Они создали новый стиль плаката. В плакатах Стенбергов присутствуют ракурс, монтаж, пришедший из кино, образность и метафоричность киноискусства. С другой стороны - умение очень кратко, емко выразить смысл (а именно это было присуще произведениям Стенбергов и других советских плакатистов 20-х годов), в свою очередь, оказало огромное влияние на кино. Начав работать в Совкино с 1923 г., они сделали более трех сотен плакатов к советским и зарубежным фильмам. Начиная с первых революционных лет, братья работали над оформлением массовых советских празднеств.
В 1933 погиб в автомобильной катастрофе.
Художник-конструктивист, сценограф, мастер киноплаката.
Родился в Москве. Отец, шведский художник, прибыл в Россию в 1898 г., чтобы участвовать в оформлении Нижегородской ярмарки. Окончил в 1920 г. 1-е Государственные свободные художественные мастерские (б. Строгановское художественно-промышленное училище), его педагогами были В.Е. Егоров и А.С. Янов. Член художественных объединений «Обмоху» («Общество молодых художников») и «Октябрь».
В 1912-1917 гг. обучался в Строгановском художественно-промышленном училище (СЦХПУ) различным техникам декоративно-прикладного искусства (роспись по фарфору, эмаль), а также живописью у В.Е.Егорова, А.С.Янова, П.В.Кузнецова. В 1917 г. посещал курсы военной инженерии, изучая технологию строительства различных инженерных сооружений. В 1917-1920 гг. в государственных Свободных художественных мастерских (ГСХМ).
Работал совместно с братом Владимиром. Испытали влияние конструктивизма. В раннем творчестве создавали как абстрактные плоскостные композиций, так и пространственные конструкции. Последние, выполненные в соавторстве с К.К.Медунецким, были представлены на выставке ОБМОХУ в 1921 г., а также на Первой русской художественной выставке в Берлине и Амстердаме (1922-1923).
Первые профессиональные работы были выполнены ими в 1915 г., когда началось их сотрудничество с театрами Москвы и некоторых других городов, в частности, Киева. Плодотворной была работа в московском Камерном театре, начавшаяся в 1924 г. и продолжавшаяся вплоть до 1931 г. Среди работ спектакли «Вавилонский адвокат» (1924) по пьесе А. Мариенгофа, «День и ночь» (1926) по пьесе Ш. Лекока, «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (1926), «Негр» (1929) по пьесам Ю. О'Нила. Художники пробовали себя не только в жанре драматического спектакля, но также в жанрах эстрадного обозрения – «Кукироль» (1925), оперетты – «Сирокко» (1928) на музыку композитора Л. Половинкина, аттракционного представления-ревю – «Туда, где льды» (1929), поставленного в Московском мюзик-холле, и т.д.
Прославились братья Стенберги как мастера киноплаката. Они создали новый стиль плаката. В плакатах Стенбергов присутствуют ракурс, монтаж, пришедший из кино, образность и метафоричность киноискусства. С другой стороны - умение очень кратко, емко выразить смысл (а именно это было присуще произведениям Стенбергов и других советских плакатистов 20-х годов), в свою очередь, оказало огромное влияние на кино. Начав работать в Совкино с 1923 г., они сделали более трех сотен плакатов к советским и зарубежным фильмам. Начиная с первых революционных лет, братья работали над оформлением массовых советских празднеств.
В 1933 погиб в автомобильной катастрофе.