Экстер Александра Александровна
(1882 – 1949)
Живописец, художник театра и кино, иллюстратор, педагог.
В 1901-1906 гг. училась в Киевском Художественном училище. В 1907 г. продолжила образование в парижской Академии Гранд-Шомьер, работала в студии портретиста А.Каро-Дельвая.
Входила в петербургский «Союз молодёжи» и московское художественное объединение «Бубновый валет», представляя свои работы на их ежегодных выставках. Участвовала в организации выставок «Звено» и «Кольцо» (1908, 1914), последняя оказалась единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве.Инициатор первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915, 1917, Москва). В 1915-1916 гг. увлеклась абстрактной живописью («Городской пейзаж»).
В 1917 г. в Киеве открыла собственную студию, которая стала центром авангарда в городе. Оформляла спектаклиБ.Ф.Нижинскойв Киеве и др. городах.Первая представила публике абстрактные картины К.С.Малевича, что ознаменовало начало утверждения супрематизма. В 1917 г. в Москвена выставке объединения «Бубновый валет»два зала были целиком предоставлены работамЭкстер (эскизы театральных костюмов, абстрактные и кубофутуристские композиции).
В 1920 г. по приглашениюА.Я.Таировапереехала в Москву. Конструктивистская выставка«5х5=25» (1921) с участием Экстер стала апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. В 1922 г. демонстрировала серию абстрактных работ в Берлине, в 1924 г. --на Венецианской биеннале. Продолжала оформлять спектакли, работала для ателье моды Н.П.Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для фильма «Аэлита» Я.А. Протазанова). В 1923 г.участвовала в оформлении 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, а также сделала эскизы парадной формы для Красной армии.
Имя Экстер неразрывно связано с театром. Наиболее известны ее декорации и костюмы к спектакля «ФамираКифаред» И.Ф.Анненского (1916) и «Саломея» О.Уайльда (1917) в Камерном театре. Её нововведением сталоиспользование вместо т стационарных декоративных панелей игры света. В спектакле «Ромео и Джульетта» она использовала принцип вертикального построения декораций (1921).
В 1924 г. уехала сначала в Италию, потом во Францию, где оставалась до конца жизни. В 1920-1930-е гг. занималась «пуристской» живописью, сценографией, преподавала, создавала авторские рукописные книги,предметы прикладного искусства, эскизы костюмов и декораций. В 1927 г. получила заказ на серию марионеток. Ее работы постоянно экспонировались на престижных выставках.
Наследие Экстер хранится в ГРМ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, других крупных музейных собраниях мира и частных коллекциях.
Живописец, художник театра и кино, иллюстратор, педагог.
В 1901-1906 гг. училась в Киевском Художественном училище. В 1907 г. продолжила образование в парижской Академии Гранд-Шомьер, работала в студии портретиста А.Каро-Дельвая.
Входила в петербургский «Союз молодёжи» и московское художественное объединение «Бубновый валет», представляя свои работы на их ежегодных выставках. Участвовала в организации выставок «Звено» и «Кольцо» (1908, 1914), последняя оказалась единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве.Инициатор первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915, 1917, Москва). В 1915-1916 гг. увлеклась абстрактной живописью («Городской пейзаж»).
В 1917 г. в Киеве открыла собственную студию, которая стала центром авангарда в городе. Оформляла спектаклиБ.Ф.Нижинскойв Киеве и др. городах.Первая представила публике абстрактные картины К.С.Малевича, что ознаменовало начало утверждения супрематизма. В 1917 г. в Москвена выставке объединения «Бубновый валет»два зала были целиком предоставлены работамЭкстер (эскизы театральных костюмов, абстрактные и кубофутуристские композиции).
В 1920 г. по приглашениюА.Я.Таировапереехала в Москву. Конструктивистская выставка«5х5=25» (1921) с участием Экстер стала апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. В 1922 г. демонстрировала серию абстрактных работ в Берлине, в 1924 г. --на Венецианской биеннале. Продолжала оформлять спектакли, работала для ателье моды Н.П.Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для фильма «Аэлита» Я.А. Протазанова). В 1923 г.участвовала в оформлении 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, а также сделала эскизы парадной формы для Красной армии.
Имя Экстер неразрывно связано с театром. Наиболее известны ее декорации и костюмы к спектакля «ФамираКифаред» И.Ф.Анненского (1916) и «Саломея» О.Уайльда (1917) в Камерном театре. Её нововведением сталоиспользование вместо т стационарных декоративных панелей игры света. В спектакле «Ромео и Джульетта» она использовала принцип вертикального построения декораций (1921).
В 1924 г. уехала сначала в Италию, потом во Францию, где оставалась до конца жизни. В 1920-1930-е гг. занималась «пуристской» живописью, сценографией, преподавала, создавала авторские рукописные книги,предметы прикладного искусства, эскизы костюмов и декораций. В 1927 г. получила заказ на серию марионеток. Ее работы постоянно экспонировались на престижных выставках.
Наследие Экстер хранится в ГРМ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, других крупных музейных собраниях мира и частных коллекциях.