Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Самарский академический театр оперы и балета
Самарский академический театр оперы и балета – один из крупнейших российских музыкальных театров. У истоков театра стояли выдающиеся русские музыканты – ученик С.И. Танеева и Н.А. Римского-Корсакова, дирижер и композитор А.А. Эйхенвальд; дирижер И.А. Зак, режиссер И.М. Лапицкий. Творческая жизнь театра началась 1 июня 1931 года постановкой оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (постановщик И.М. Лапицкий, дирижёр А.А. Эйхенвальд). Было отмечено успешное исполнение Г.В. Серебровским партии царя Бориса.
Основу репертуара Самарского академического театра оперы и балета всегда составляли произведения мировой оперной и балетной классики. В афише первого сезона значились «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе. Перечень спектаклей впечатляет разнообразием названий, предполагающих достаточно интенсивный рабочий ритм труппы и свидетельствующий о том, что с самого начала она была неплохо укомплектована.
Два первых сезона артисты выступали в помещении театра драмы. В 1933 году оперный театр переехал в здание бывшего театра-цирка «Олимп». В этом же году была основана балетная труппа, её возглавила солистка Мариинского театра, участница легендарных дягилевских сезонов в Париже Е.В. Лопухова. В дальнейшем балетмейстерами работали представители петербургской школы классического танца, славящейся во всём мире наиболее точным и полным сохранением традиций балетного академизма: Н.В. Данилова, балерина А.Я. Шелест, солист Мариинского театра И.А. Чернышёв.
В 1938 году Куйбышевский государственный театр оперы и балета (название театра в 1936-1941 годах), переезжает в новое здание, построенное по проекту ленинградских архитекторов. С обретением собственной сценической площадки возможности театра расширились. К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина были поставлены «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Дубровский» Э.Ф. Направника, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Сезон 1938-1939 годов обогатился спектаклями «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Трубадур» Дж. Верди.
В то же время, с первых лет своей работы театр взял курс на расширение репертуарных границ. Экспериментаторская традиция нашла воплощение в первых в стране постановках опер: «Степь» А.А. Эйхенвальда (1931); большой успех сопутствовал постановке оперы И.И. Дзержинского «Тихий Дон», (1936) дирижёр И.А. Зак, режиссёр И. Просторов. В 1940 году была осуществлена постановка оперы Т.Н. Хренникова «В бурю».
В начале Великой Отечественной войны в город Куйбышев был эвакуирован из Москвы академический Большой театр, и с октября 1941 по сентябрь 1943 года сцена Куйбышевского театра оперы и балета становится для москвичей вторым домом. Памятной датой в истории театра стало 5 марта 1942 года. В этот день на его сцене впервые прозвучала Седьмая симфония («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича в исполнении оркестра ГАБТ под управлением дирижёра С.А. Самосуда. Композитор дописал произведение в декабре 1941 года в эвакуации в Самаре. Творческие связи Большого театра и Самарского академического театра оперы и балета, зародившиеся в военные годы, поддерживаются и поныне.
В годы войны в деятельности театра и в его структуре произошли существенные изменения. Оперно-балетная труппа была объединена с театром музыкальной комедии. Вновь созданный театр получил название «Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии» (1941), «Куйбышевский театр музыкальной комедии» (1941-1947). Основу репертуара в военные годы составляли камерные оперы, оперетты и музыкальные комедии. Большое внимание уделялось созданию патриотических спектаклей и концертных программ. Особенным успехом пользовались музыкальные комедии «Свадьба в Малиновке» Б.А. Александрова, написанная по одноименной оперетте А.П. Рябова; «Чапаевские дни» – спектакль, рождённый в коллективе театра: музыку сочинил дирижёр Я.Л. Фельдман; «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского в постановке Ф. Лопухова. В содружестве с композитором В.П. Соловьёвым-Седым театр первым поставил его оперетту «Верный друг» (дирижёр Б.В. Мерцалов, балетмейстер Н.В. Данилова), премьера состоялась в 1945 году. В репертуаре были и такие популярные оперетты, как «Холопка» Н.М. Стрельникова, «На берегу Амура» М.И. Блантера.
В пятидесятые годы впервые на сцене отечественного театра оперы и балета в Куйбышеве были поставлены оперы «Поцелуй» Б. Сметаны (режиссёры П. Златогоров и С. Штейн) и «Симон Бокканегра» Дж. Верди (режиссёр А. Пикар, дирижёр Д. Карасик). В последующие годы театр возвращает на сцену практически забытые музыкальные произведения – «Миньон» А. Тома (1959), «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана (1960), «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна (1960).
В 1960 году впервые в Европе балетмейстер Н.В. Данилова поставила балет на музыку великого индийского поэта, философа, композитора Р. Тагора «Читра», который стал настоящим художественным событием, а балетмейстер была удостоена премии им. Дж. Неру.
Интересные творческие этапы в жизни театра связаны с Б.А. Рябикиным – главным режиссёром в 1970–1977 и 1992–1996 годы. Особое место в репертуаре занял «Князь Игорь» А.П. Бородина, постановка 1972 года (дирижёр И.Ю. Айзикович, режиссёр Б.А. Рябикин, художник И. Севастьянов) стала началом фантастически долгой сценической жизни спектакля на самарской сцене. Значительной удачей была постановка «Аиды» Дж. Верди (1975), это была первая премьера нового главного дирижёра театра Л.М. Оссовского. Спектакль отличался эффектной режиссурой Б.А. Рябикина.
В 1981 году театр отметил свой 50-летний юбилей. В этом же году состоялись первые в его истории гастроли в Москве. Афиша включала 11 оперных и балетных спектаклей, в числе которых были «Мария Стюарт», «Макбет» Дж. Верди, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Ивайло» болгарского композитора М. Големинова. Оригинальность репертуара и достойный уровень спектаклей были особо отмечены критиками и прессой. В феврале 1982 года театру присвоено звание академического.
С 1991 года, после возвращения городу его исторического имени, театр называется «Самарский академический театр оперы и балета». Период 1992–1996 годов, когда главным режиссёром в театре вновь становится Б.А. Рябикин, ознаменовался яркими постановками опер «Черевички» П.И. Чайковского, «Гамлет» и «Сервилия» Н.А. Римского-Корсакова, которая после премьеры в 1901 году была фактически забыта. В марте 1999 года в театре состоялась мировая премьера новой оперы С.М. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», постановку которой осуществили музыкальный руководитель и дирижёр М.Л. Ростропович, режиссёр Р.Р. Стуруа и художник Г. Алекси-Месхишвили. Эта работа стала событием в творческой биографии театра, приближающегося к своему семидесятилетнему юбилею, и стала визитной карточкой коллектива в преддверии нового тысячелетия.
В настоящее время в оперной и балетной труппах театра работают признанные мастера сцены, в том числе – 5 народных артистов, 19 заслуженных артистов и деятелей искусств, 20 лауреатов международных и всероссийских конкурсов. В 2015 году Самарский академический театр оперы и балета стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 1647-р).
В 2016 году театр впервые принял участие во всероссийском театральном фестивале «Золотая маска», его постановка «Пиковой дамы» П.И. Чайковского (дирижер А. Анисимов, режиссёр-постановщик М. Панджавидзе) стала одним из финалистов и была номинирована на премию как лучший оперный спектакль.
С 2017 года балетную труппу возглавляет заслуженный артист Российской Федерации, педагог и балетмейстер-реставратор, лауреат премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца», лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», доцент кафедры хореографии и балетоведения МГАХ Ю.П. Бурлака. Он поставил на сцене театра балеты «Эсмеральда» (2017), «Наяда и рыбак» (2019) Ц. Пуни, «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (2018).
Доброй традицией Самарского академического театра оперы и балета с стали фестивали классического балета «Имени Аллы Шелест» (с 1994 года) и оперного искусства «Самарская весна» (с 2003 года). В фестивальных спектаклях участвуют солисты ведущих отечественных и зарубежных оперных театров.
Населенный пункт : Самара  
Адрес : 443010, г. Самара, площадь Куйбышева, дом 1
Персоны