Направник Эдуард Францевич
(24 августа 1839, Бышть, близ Кёниггреца, Королевство Богемия, Австрийская империя — 10 (23) ноября 1916, Петроград, Российская империя)
Чешский и русский композитор, дирижёр. В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. Жена — оперная певица Ольга Шредер.
За время работы в Мариинском театре Направник продирижировал около трёх тысяч оперных представлений, в том числе премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и многих других.
Направник стал первым дирижёром опер: «Вражья сила» Серова (1871), «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880); «Снегурочка» (1882), «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под руководством Н. была возобновлена в 1871 опера «Руслан и Людмила». «Большое художественное значение имели и другие постановки Направника — тетралогия „Кольцо Нибелунга“ Вагнера (1900-05), оперы „Фиделио“ Бетховена (1905), „Орфей и Эвридика“ Глюка (1911)» (цитируется по: Театральная энциклопедия).
С 1869 по 1881 год помимо управления оркестром театра Направник дирижировал симфоническими собраниями Русского музыкального общества, также зачастую становясь первым исполнителем новых сочинений.
Могила на Новодевичьем кладбище
Его собственные авторские четыре оперы были поставлены в Мариинском театре: «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1886), «Дубровский» (1894), «Франческа да Римини» (1902). Опера «Дубровский», по одноимённой повести А. С. Пушкина, пользовалась наибольшим успехом. Масштабный фортепианный концерт Направника записал пианист Евгений Сойфертис с Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си.
Чешский и русский композитор, дирижёр. В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. Жена — оперная певица Ольга Шредер.
За время работы в Мариинском театре Направник продирижировал около трёх тысяч оперных представлений, в том числе премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и многих других.
Направник стал первым дирижёром опер: «Вражья сила» Серова (1871), «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880); «Снегурочка» (1882), «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под руководством Н. была возобновлена в 1871 опера «Руслан и Людмила». «Большое художественное значение имели и другие постановки Направника — тетралогия „Кольцо Нибелунга“ Вагнера (1900-05), оперы „Фиделио“ Бетховена (1905), „Орфей и Эвридика“ Глюка (1911)» (цитируется по: Театральная энциклопедия).
С 1869 по 1881 год помимо управления оркестром театра Направник дирижировал симфоническими собраниями Русского музыкального общества, также зачастую становясь первым исполнителем новых сочинений.
Могила на Новодевичьем кладбище
Его собственные авторские четыре оперы были поставлены в Мариинском театре: «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1886), «Дубровский» (1894), «Франческа да Римини» (1902). Опера «Дубровский», по одноимённой повести А. С. Пушкина, пользовалась наибольшим успехом. Масштабный фортепианный концерт Направника записал пианист Евгений Сойфертис с Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си.
Роды занятий