Эйхенвальд Антон Александрович
(1 мая (13) 1875 года — 1952)
Композитор, дирижёр, музыкальный этнограф. Народный артист Башкирской АССР (1945).
Учился у Н. С. Кленовского (гармония), С. И. Танеева (контрапункт), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка).
С 1892 года преподавал в музыкальных классах Н. С. Кленовского в Москве и занимался сбором музыкального фольклора.
С 1893 года работал хормейстером в Казанской опере. Совместно с лингвистом-ориенталистом Н. Ф. Катановым участвовал в этнографических экспедициях.
Дальнейшие места работы: дирижёр опереточной труппы в Каменец-Подольске (1897—1898), хормейстер оперы в Саратове (1894—1895), дирижёр, антрепренёр оперных трупп в Нижнем Новгороде (1900—1903, 1908, 1910), Казани (1907—1909), Тифлисе (1910), Баку (1910, 1911), Саратове и др.
В Екатеринбурге в зимнем сезонм 1900/01 годов товариществом оперных артистов под управлением А. Эйхенвальда были показаны уральской публике русские и зарубежные оперы: «Лакме» Лео Делиба, «Гамлет» Амбруаза Тома, «Маккавеи» А. Г. Рубинштейна, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова.
C 1917 года работал в Народной консерватории и театре г. Красноярска. С 1922 года — научный сотрудник Государственного института истории музыки (фольклор), в 1934—1937 годах — Туркменского НИИ (Ашхабад).
В 1924—1926 годах гастролировал как оперный и симфонический дирижёр во Франции, Бельгии, в 1927—1928 — в Швейцарии. В Париже состоялась премьера его балета-пантомимы «Жар-птица» (1925).
В разные годы преподавал в музыкальных училищах Казани, Тифлиса, Харькова, Одессы, Перми, Саратова, Уфы, Куйбышева, Ашхабада и др.
Первый главный дирижёр Средневолжской краевой оперы (1931—1933). Под его управлением прошёл спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, открывший театр.
В 1937 году А. Эйхенвальд — заведующий фольклорно-музыкальным кабинетом при Управлении по делам искусств СНК ТАССР (Казань). кабинета музыкального фольклора. Занимался сбором образцов башкирского и татарского музыкального творчества. Записал на фонограф более 60 народных песен. Затем был отстранён от должности и арестован как «разоблаченный враг народа». В 1938 году был освобождён (реабилитирован в 2003)
В 1939—1943 годах жил и работал в Уфе: научный сотрудник музыкально-фольклорного кабинета при Управлении по делам искусств БАССР и руководитель кружка по повышении квалификации при Союзе композиторов БАССР.
В Саратове стоял у истоков Саратовского театра оперы и балета.
В начале 1930-х годов Наркомат просвещения БАССР пригласил Антона Александровича в Уфу. В Уфе А. Эйхенвальд стоял у истоков Башкирского государственного театра оперы, создал легендарно-героическую оперу «Мэрген» (либретто М. Бурангулова), драматическую оперу «Ашкадзар».
С 1944 года — председатель Куйбышевского отделения Союза композиторов СССР. Главный дирижёр Куйбышевского театра оперы и балета (1948—1949).
Композитор, дирижёр, музыкальный этнограф. Народный артист Башкирской АССР (1945).
Учился у Н. С. Кленовского (гармония), С. И. Танеева (контрапункт), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка).
С 1892 года преподавал в музыкальных классах Н. С. Кленовского в Москве и занимался сбором музыкального фольклора.
С 1893 года работал хормейстером в Казанской опере. Совместно с лингвистом-ориенталистом Н. Ф. Катановым участвовал в этнографических экспедициях.
Дальнейшие места работы: дирижёр опереточной труппы в Каменец-Подольске (1897—1898), хормейстер оперы в Саратове (1894—1895), дирижёр, антрепренёр оперных трупп в Нижнем Новгороде (1900—1903, 1908, 1910), Казани (1907—1909), Тифлисе (1910), Баку (1910, 1911), Саратове и др.
В Екатеринбурге в зимнем сезонм 1900/01 годов товариществом оперных артистов под управлением А. Эйхенвальда были показаны уральской публике русские и зарубежные оперы: «Лакме» Лео Делиба, «Гамлет» Амбруаза Тома, «Маккавеи» А. Г. Рубинштейна, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова.
C 1917 года работал в Народной консерватории и театре г. Красноярска. С 1922 года — научный сотрудник Государственного института истории музыки (фольклор), в 1934—1937 годах — Туркменского НИИ (Ашхабад).
В 1924—1926 годах гастролировал как оперный и симфонический дирижёр во Франции, Бельгии, в 1927—1928 — в Швейцарии. В Париже состоялась премьера его балета-пантомимы «Жар-птица» (1925).
В разные годы преподавал в музыкальных училищах Казани, Тифлиса, Харькова, Одессы, Перми, Саратова, Уфы, Куйбышева, Ашхабада и др.
Первый главный дирижёр Средневолжской краевой оперы (1931—1933). Под его управлением прошёл спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, открывший театр.
В 1937 году А. Эйхенвальд — заведующий фольклорно-музыкальным кабинетом при Управлении по делам искусств СНК ТАССР (Казань). кабинета музыкального фольклора. Занимался сбором образцов башкирского и татарского музыкального творчества. Записал на фонограф более 60 народных песен. Затем был отстранён от должности и арестован как «разоблаченный враг народа». В 1938 году был освобождён (реабилитирован в 2003)
В 1939—1943 годах жил и работал в Уфе: научный сотрудник музыкально-фольклорного кабинета при Управлении по делам искусств БАССР и руководитель кружка по повышении квалификации при Союзе композиторов БАССР.
В Саратове стоял у истоков Саратовского театра оперы и балета.
В начале 1930-х годов Наркомат просвещения БАССР пригласил Антона Александровича в Уфу. В Уфе А. Эйхенвальд стоял у истоков Башкирского государственного театра оперы, создал легендарно-героическую оперу «Мэрген» (либретто М. Бурангулова), драматическую оперу «Ашкадзар».
С 1944 года — председатель Куйбышевского отделения Союза композиторов СССР. Главный дирижёр Куйбышевского театра оперы и балета (1948—1949).