Самосуд Самуил Абрамович
(2 (14) мая 1884, Тифлис — 6 ноября 1964, Москва)
Дирижёр, педагог, виолончелист. Народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1952). Кавалер ордена Ленина (1937).
В 1906 году окончил Тифлисское музыкальное училище (ныне Тбилисская государственная консерватория имени Вано Сараджишвили) у А. Поливко по классу виолончели, играл в различных оркестрах. Позднее учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Казальса и в «Схола канторум» по классам композиции у B. д’Энди и дирижирования у Э. Колонна.
По возвращении в Россию — виолончелист оркестра Народного дома в Санкт-Петербурге. В 1910—1917 годах — дирижёр оперного театра Народного дома, в 1917—1919 — Мариинского театра. В 1918—1936 годах — главный дирижёр и художественный руководитель Михайловского театра (с 1926 по 1964 — Государственный академический Малый оперный театр).
С 1929 по 1936 год преподавал дирижирование в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1934 — профессор).
В 1936—1943 годах — главный дирижёр Большого театра, в 1943—1950 — Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве.
В 1951—1953 годах руководил Оперно-симфоническим оркестром при Всесоюзном радиокомитете. В 1953 году на его основе организовал и возглавил Симфонический оркестр Московской филармонии (1953—1957). В 1957 году создал и до 1964 года возглавлял Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (ныне Государственная академическая симфоническая капелла России).
Играл важную роль в музыкальной жизни СССР. Под его управлением состоялись первые постановки опер советских композиторов, среди которых — «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Д. Д. Шостаковича, «Война и мир» С. С. Прокофьева (1946, в сокращённом варианте) и др. Впервые исполнены 7-я симфония Д. Д. Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория «На страже мира» (1950) и 7-я симфония С. С. Прокофьева (1952). Осуществил концертные постановки многих оперных произведений.
Дирижёр, педагог, виолончелист. Народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1952). Кавалер ордена Ленина (1937).
В 1906 году окончил Тифлисское музыкальное училище (ныне Тбилисская государственная консерватория имени Вано Сараджишвили) у А. Поливко по классу виолончели, играл в различных оркестрах. Позднее учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Казальса и в «Схола канторум» по классам композиции у B. д’Энди и дирижирования у Э. Колонна.
По возвращении в Россию — виолончелист оркестра Народного дома в Санкт-Петербурге. В 1910—1917 годах — дирижёр оперного театра Народного дома, в 1917—1919 — Мариинского театра. В 1918—1936 годах — главный дирижёр и художественный руководитель Михайловского театра (с 1926 по 1964 — Государственный академический Малый оперный театр).
С 1929 по 1936 год преподавал дирижирование в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1934 — профессор).
В 1936—1943 годах — главный дирижёр Большого театра, в 1943—1950 — Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве.
В 1951—1953 годах руководил Оперно-симфоническим оркестром при Всесоюзном радиокомитете. В 1953 году на его основе организовал и возглавил Симфонический оркестр Московской филармонии (1953—1957). В 1957 году создал и до 1964 года возглавлял Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (ныне Государственная академическая симфоническая капелла России).
Играл важную роль в музыкальной жизни СССР. Под его управлением состоялись первые постановки опер советских композиторов, среди которых — «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Д. Д. Шостаковича, «Война и мир» С. С. Прокофьева (1946, в сокращённом варианте) и др. Впервые исполнены 7-я симфония Д. Д. Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория «На страже мира» (1950) и 7-я симфония С. С. Прокофьева (1952). Осуществил концертные постановки многих оперных произведений.
Роды занятий