Персоны
Дмитриев Владимир Владимирович
(1900—1948)
Театральный художник.
В 1916—1917 гг. учился живописи в школе Е.Н. Званцевой. В 1918—1921 гг. занимался в Петроградских государственных свободных художественных мастерских у К.С. Петрова-Водкина, а также у Вс.Э. Мейерхольда в петроградской экспериментальной Студии на Бородинской (1916—1917) и на Курсах мастерства сценических постановок (1918).
В ранний период творчества испытал влияние конструктивизма и экспрессионизма, что нашло выражение в петроградских спектаклях 1920-х гг., в оформлении которых Дмитриев принимал участие: «Эуген несчастный» Э. Толлера (Академический театр драмы, 1923) и «Дальний звон» Ф. Штекера (Акопера, 1925).
Приобрел известность после сценического оформления спектакля «Зори» по пьесе Э. Верхарна в Театре РСФСР-1, поставленного Мейерхольдом и В.М. Бебутовым в 1920 г. Сотрудничал с музыкальными театрами Ленинграда и Москвы. Его сценографические работы отличались яркой живописностью, новаторскими решениями и чуткостью к музыкальной основе: «Любовь к трём апельсинам» С.С. Прокофьева и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (Акопера, 1926, 1928), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (Большой театр, 1931). В 1931 г. Дмитриев совместно с Т.Н. Глебовой оформил оперу Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в Ленинградском Малом театре оперы и балета.
В 1930—1940-е гг. работал в театрах Москвы и Ленинграда. Наиболее известные спектакли этого периода: «Егор Булычёв и другие» М. Горького (1932), «Человек с ружьём» Н.П. Погодина (1937) и «Фельдмаршал Кутузов» В.С. Соловьёва в Театре им. Евг. Вахтангова (1940), «Гамлет» У. Шекспира в Ленинградском государственном театре под руководством С.Э. Радлова (1938). Во МХАТе им были оформлены поставленные Вл.И. Немировичем-Данченко спектакли: «Враги» М. Горького (1935), «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1937), «Три сестры» А.П. Чехова (1940) и др.
В 1938 г. он стал ведущим художником МХАТ им. М. Горького, с 1941 по 1948 гг. был главным художником театра. В общей же сложности за свою жизнь Дмитриев оформил более 150-ти спектаклей.
Работы хранятся в ГЦТМ, СПбГМТиМИ, Музее МХТ им. А.П. Чехова, др. музеях и частных собраниях.
Роды занятий:
Постоянная ссылка на данное описание: