Саровский драматический театр

Театр был открыт 30 апреля 1949 году. Инициатором открытия театра стал директор закрытого объекта по изучению ядерного оружия, генерал-майор П.М. Зернов. Разместился театр на территории Свято-Успенского мужского монастыря, в церкви Серафима Саровского, в которой на тот момент было зернохранилище. Для работы в театре был приглашён режиссёр из Москвы – В.Н. Бернс. В августе 1949 г. в театре состоялась я премьера спектаклей «Трактирщица» К. Гольдони и «Роковое наследство» Л.Р. Шейнина. Первыми и постоянными посетителями театра были учёные, известные сегодня всему миру: А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, Е.А. Негин, Н.Л. Духов и мн. др. В первой труппе театра было всего семь драматических артистов, среди которых – А.С. Орынянская, В.В. Лысых и А.А. Лысак. Программки и афиши писались от руки на ватмане (типографии в городе ещё не было). В 1956 г. театр был реорганизован в музыкально-драматический театр. Спектакли «Собака на сене» Л. де Вега и «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо проходили при полных зрительных залах. В середине 1968 г. музыкально-драматический театр был расформирован и создан Новый театр драмы. Новым режиссёром стал народный артист Белоруссии Ю.Б. Щербаков. Труппу пополнили М.Ф. Ковалёва, героиня фильма «Тимур и его команда», а также актёр А.А. Щербаков, сыгравший роль Прохорова в фильме «Застава в горах». В 1973 г. главным режиссёром театра был назначен Л.И. Кареев. Им были поставлены спектакли: «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского с Н.И. Васильевым, И.М. Полежаевой, Л.А. Романовой, И. Семиклетовой; «Однажды в новогоднюю ночь» Э.В. Брагинского и Э.А. Рязанова (та самая пьеса, по которой Рязанов впоследствии снял свою знаменитую картину «Ирония судьбы, или С лёгким паром») с Л.А. Романовой и М.А. Болотниковым; «Осень в Болдино» по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина) с В.Г. Антошенковым в роли Пушкина и, конечно же, весёлая и музыкальная «Ханума» А.А. Цагарели. В январе 1977 г Л.И. Кареев уехал из Сарова, и на место главного режиссёра был приглашен Э.Н. Купцов. Его постановка «…Забыть Герострата!» Г.И. Горина с Б.С. Меликджановым в главной роли долго шла на сцене. Спектакль «Французский водевиль» Э. Лабиша в его же постановке был первым в истории Саровского драматического театра, который перешагнул 100 представлений. При Купцове работала режиссёр В.Г. Миловзорова. Ее спектакль «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо с И.М. Полежаевой и В.Г. Антошенковым в главных ролях шёл на сцене театра более 10 лет. В 1980 г. на должность главного режиссёра в театр из Ленинграда был приглашён известный тогда в стране В.М. Иванов. На сцене театра им были поставлены спектакли «Фальшивая монета» М. Горького и «Материнское поле» Ч.Т. Айтматова. В 1982 г. в театре снова сменился главный режиссёр. На этот раз из г. Горького был приглашен А.С. Крутов, до этого возглавлявший Горьковский театр комедии. Окончивший ГИТИС А.С. Крутов был учеником М.О. Кнебель, а это значит, что он учился на традициях «русской театральной школы», основанной на тонком психологизме, тяготении к классике. В период А.С. Крутова лучшими спектаклями театра были постановки В.Т. Арсеньева, особенно те, которые выпускались в содружестве с талантливым художником Ю.Н. Назаровым: «Любовь и голуби» В.П. Гуркина, «Новоселье в старом доме» А.М. Кравцова, «Приятная женщина с цветком и окнами на север» Э.С. Радзинского и, конечно, «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматова, где психологически тонко и ярко сыграл Едигея Б.С. Меликджанов. Интересной была и идея А.С. Крутова об открытии в 1982 г. Малой сцены. Спектакли на Малой сцене – это новый способ общения со зрителем. Поэтому и открылась Малая сцена спектаклем В.Т. Арсеньева с символичным названием «Наедине со всеми» А.И. Гельмана. Затем Арсеньев поставил на Малой сцене «Две стрелы» А.М. Володина. Главным режиссёром театра А.С. Крутов оставался до 1985 г., в том же году ему на смену пришел В.В. Дроздов. В первом же спектакле Дроздова – комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» – любители театра увидели его в роли кавалера Рипафратта. В 1987 г. вышел спектакль Дроздова «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского, где он играл князя Мышкина, Л. Филиппова играла Настасью Филипповну, Б.С. Меликджанов – Рогожина, В.П. Кондратьев – Ганю Иволгина. В 1990-е гг. областной драматический театр Сарова перешёл на принципиально иную модель своего управления и развития, стал директорским. В 1993 г. Б.С. Меликджанов был назначен директором театра. Одна из заслуг его как директора была новая «внешняя политика» театра. Благодаря ему и отделу культуры на сцене театра игрались гастрольные московские и петербургские спектакли, как например «Игра в бридж» Д. Ли Кобура с А.Б. Джигарханяном. Зрители увидели В.А. Симонова и А.А. Калягина, игравших чеховские рассказы; А.В. Мягкова и А.В. Вознесенскую, И.Б. Дмитриева и М.С. Светина, В.И. Гафта с его острыми эпиграммами. Вторая заслуга директора Меликджанова была в том, что театр стал активно приглашать к себе на разовые постановки известных режиссёров: Ю.Н. Клепикова, В.П. Салюка, Михаила Али-Хусейна, А.Ю. Трифоновой. В апреле 2006 г. театр переезжает в новое здание, которое имеет 2 зала – основной на 528 мест и зал для малой сцены на 102 места. С 2010 г. и по настоящее время театр возглавляет М.В. Першина. Сегодня в репертуаре Саровского драматического театра такие спектакли, как: «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горячее сердце» А.Н. Островского, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Васса Железнова» М. Горького, «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Пер Гюнт» Г. Ибсена и пьесы современных драматургов – «Кадриль» В.П. Гуркина, «Банальная история» И.К. Шевцова, «Оркестр Титаник» Х. Бойчева.

Населенный пункт:  

Адрес:  

607182 Нижегородская обл., г. Саров, пр. Музрукова, 26

Карта: