Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова

Персоны:  
15 февраля 1919 года в помещении Большого зала консерватории спектаклем «Дон Карлос» Ф. Шиллера открылся Большой драматический театр. В 1920 году труппа разместилась в здании бывшего Суворинского театра, построенном по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана в 1877 году. У истоков театра стояли выдающиеся деятели отечественной культуры — писатели, поэты, артисты М. Горький, А. Блок, М. Андреева, Н. Монахов, Ю. Юрьев. Большое участие в судьбе театра принял А. Луначарский. В разные годы им руководили замечательные режиссёры А. Лаврентьев (он был постановщиком первого спектакля «Дон Карлос»), А. Дикий, Б. Бабочкин, Н. Рашевская. В первые годы ставились преимущественно классические пьесы героического характера, главными в которых были мотивы борьбы за свободу. Это «Рюи Блаз» В. Гюго, «Разбойники» Ф. Шиллера, трагедии У. Шекспира и другие. Наряду с героико-романтической традицией в репертуаре театра в 1920-е годы стали появляться драмы немецких экспрессионистов, а затем и реалистическая драматургия. В разные годы спектакли Большого драматического театра оформляли выдающиеся художники: А. Бенуа, М. Добужинский, Б. Кустодиев, Н. Акимов, с периода руководства театром Г. А. Товстоноговым и по настоящее время — Э. С. Кочергин. В 1956 году для коллектива наступила новая художественная эпоха, связанная с приходом в театр выдающегося режиссёра Георгия Товстоногова, руководившего БДТ почти три с половиной десятилетия. Спектакли, поставленные им, стали важнейшими событиями художественной жизни страны и определили ведущее положение Большого драматического театра в отечественном сценическом искусстве. Такие постановки Г. Товстоногова, как «Идиот» по Ф. Достоевскому, «Варвары» и «Мещане» М. Горького, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Дядя Ваня» и «Три сестры» А. Чехова, «История лошади» по Л. Толстому и другие вошли в историю российского театра. Отличительные черты творческого метода этого мастера — обстоятельность и тонкость психологического анализа, образность режиссёрского мышления, скрупулезная работа с актёром, умение найти яркую и оригинальную форму спектакля — всё это обогатило русский театр ХХ века сценическими работами высочайшего уровня. Появился особый термин — «спектакль-роман», приравнивающий постановки Г. Товстоногова к лучшим образцам русской литературы. Эти годы стали временем мощного расцвета актёрского искусства БДТ. О. Борисов, О. Басилашвили, Т. Доронина, В. Ковель, Е. Копелян, Е. Лебедев, П. Луспекаев, Л. Макарова, Э. Попова, И. Смоктуновский, В. Стржельчик, З. Шарко, С. Юрский, К. Лавров, А. Фрейндлих сыграли свои лучшие роли в спектаклях Товтоногова. После смерти Г. А. Товстоногова в 1989 г. художественным руководителем БДТ единогласно был выбран народный артист СССР К.Ю. Лавров, который руководил им до 2007 г. Народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе прослужил на этом посту до марта 2013 года. 29 марта 2013 года труппе был представлен новый художественный руководитель А. А. Могучий. В 2013 году была открыта Вторая сцена БДТ – бывший Каменноостровский театр у метро «Крестовский остров», ставшая творческой лабораторией и площадкой для театральных экспериментов.

Населенный пункт:  

Адрес:  

191023, СПб, Набережная реки Фонтанки, д. 65