Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Новосибирский государственный академический театр «Красный факел»
Театр «Красный факел» был создан в 1920 году в Одессе группой молодых актеров во главе с режиссером Владимиром Татищевым. Одним из самых заметных спектаклей первого сезона стала «Саломея» О. Уайльда, где в заглавной роли блистала супруга Татищева — Надежда Огонь-Догановская. Владимир Татищев стремился к современному театральному языку, создавал постановки ярких форм, его девиз «Красота, правда и радость!» сохраняется театром и сегодня.
Одиннадцать лет театр «Красный факел» был передвижным, а в 1932 году обрел дом в Новосибирске в здании бывшего Коммерческого клуба. Первый спектакль в Новосибирске был сыгран 1 ноября 1932 года. Им стал спектакль «Гоп-ля, мы живем!» по пьесе Э. Толлера, поставленный учениками Вс. Мейерхольда режиссёром Василием Федоровым и сценографом Ильей Шлепановым.
Тридцатые годы для «Красного факела» стали временем экспериментов и расширения формальных приемов. Театр осваивает самый широкий круг авторов — от Островского и Чехова до Погодина и Корнейчука. С самого начала своей новосибирской истории «Красный факел» связан с именем Веры Павловны Редлих — выпускницы МХТ, ставшей выдающимся режиссером и педагогом. В Новосибирск Вера Редлих приехала вместе с мужем — актером Сергеем Бирюковым, и осталась здесь почти на 30 лет, с 1943 по 1960 годы являясь художественным лидером «Красного факела».
В марте 1941 года состоялась одна из важнейших премьер в истории «Красного факела». Вера Редлих осуществила постановку «Гамлета». «Красный факел» был первым театром, поставившим трагедию У. Шекспира в переводе Бориса Пастернака 1940 года. Спектакль сложился как результат соавторства режиссера Веры Редлих и одного из лучших театральных художников Серафима Белоголового.
С началом Великой Отечественной войны многие работники «Красного факела» ушли на фронт. Осенью 1941 года «Красный факел» отправился в город Сталинск, затем Прокопьевск — сегодняшний Новокузнецк. Новосибирскую сцену краснофакельцы уступили эвакуированному из блокадного Ленинграда Театру имени Пушкина (Александринский театр). За военное время театру удалось выпустить 11 премьер. В ночь на новый 1942 год состоялась премьера самого знаменитого краснофакельского спектакля военных лет — «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе В. Соловьева. Случалось, что эту постановку играли по три раза в день.
В 1943 году «Красный факел» вернулся в Новосибирск. 25 сезон театр открыл 29 сентября 1944 года уже в своем прежнем здании — состоялась премьера спектакля «Горе от ума» А. Грибоедова в постановке Павла Цетнеровича. Этот спектакль стал одним из самых любимых у зрителей, как и комедия К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» с Еленой Агароновой в главной роли.
В 1950-е годы спектакли Веры Редлих, а также работавших рядом с ней в это время Владимира Дени, Николая Михайлова, Энвера Бейбутова, определяли уровень театральной культуры Сибири. В это время, которые театралы называют «эпохой Редлих», театр постоянно возвращался к произведениям А. Чехова, Ф. Достоевского, М. Горького. Множество откликов получила постановка Веры Редлих спектакля «Чайка» по пьесе А. Чехова. Роль Аркадиной исполняла Елена Агаронова. Успешными стали постановки Энвера Бейбутова «Мещане» по М. Горькому и «Вей ветерок!» Я. Райниса. И в том, и в другом спектакле блестяще работал молодой актер Евгений Матвеев, ставший впоследствии известным на всю страну актером и кинорежиссером. Летом 1953 года состоялись триумфальные гастроли в Москве, после которых за «Красным факелом» закрепилось высокое звание «Сибирский МХАТ». Это был успех ансамбля художников, объединенных Верой Павловной Редлих.
В 1960 году Вера Редлих уехала из Новосибирска, вслед за ней театр покинули несколько ведущих актеров. В непростой период театр возглавил Константин Чернядев, обратившийся к современной драматургии. Успешно ставятся пьесы В. Розова, А. Арбузова, В. Лаврентьева, в то же время репертуар по-прежнему пополняется классикой — появляются «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Бег» М. Булгакова, «Враги» и «Варвары» М. Горького, «Собака на сене» Л. де Вега. Особняком стоит «Нора» — постановка самого Чернядева по пьесе Г. Ибсена, названная одной из вершин классического репертуара того времени. Роль Норы была одной из самых дорогих для Анны Покидченко — актрисы, проработавшей в «Красном факеле» до последнего дня — 2 марта 2014 года — и ставшей легендой не только отдельно взятого театра, но и всей Сибири.
Одним из самых ярких спектаклей 1960-х стал «Борис Годунов» А. Пушкина в постановке Арсения Сагальчика. Вершиной спектакля был образ Годунова, воплощенный Анатолием Солоницыным, уже снявшимся в то время в кинодраме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Музыка к спектаклю была специально создана знаменитым композитором Альфредом Шнитке.
Список режиссеров, работавших в 1970-е годы на сцене «Красного факела», довольно объемен. В 1971 году театр возглавил Владимир Кузьмин, но уже в 1975-м его сменил Семён Иоаниди, рядом с ним работали Генрих Оганесян, Изяслав Борисов, Дмитрий Масленников. С их именами связан ряд полюбившихся городу и оставшихся в памяти театра спектаклей — «Венецианские близнецы» К. Гольдони, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Ворон» К. Гоцци. В 1979 году в репертуаре появилась постановка Семёна Иоаниди «Гнездо глухаря» по совсем новой пьесе В. Розова. Этот спектакль обозначил новую театральную династию — впервые в нем на сцену «Красного факела» вышел молодой актер Владимир Лемешонок, и это была первая совместная работа с отцом — Евгением Лемешонком.
В конце 1980-х в театр приходит молодой режиссёр Андрей Максимов и новая для сцены «Красного факела» драматургия — от «Самоубийцы» Н. Эрдмана, долгое время запрещенного в стране, до «Московского хора» Л. Петрушевской. В 1990 году Андрей Максимов поставил «Ромео и Джульетту» У. Шекспира, и в его почерке отчетливо улавливались черты татищевского «Красного факела»: яркость, зрелищность, острота. Эксперименты с формой в театре осуществлял и режиссёр Александр Нордштрем — «Летиция, или Игра воображения» П. Шеффера в его постановке была достаточно авангардной для своего времени.
С 1992 по 1997 год «Красный факел» возглавлял режиссер Алексей Серов. Эти годы дали театру новое дыхание, а лучшие спектакли — «Шестеро персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, «Мое загляденье» А. Арбузова — привлекли в «Красный факел» новую молодую публику. Труппа театра пополнилась талантливой командой молодых актеров, свободно владеющих современным театральным языком. Их приход тоже изменил лицо театра.
В 1995 году спектаклем «Время и комната» на краснофакельской сцене дебютировал Олег Рыбкин (главный режиссер театра с 1997 по 2002 год). «Зойкина квартира» по пьесе М. Булгакова стала первым спектаклем «Красного факела», выдвинутым на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска». В 1998 году на сцене театра впервые в России осуществлена постановка пьесы польского прозаика и драматурга Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» — это был абсолютный авангард, отмеченный критиками как смелый и триумфальный прорыв и вновь номинированный на «Золотую Маску». Через два года не меньший успех ждал еще одну постановку Рыбкина — «Три сестры» по А. Чехову. Во второй половине 90-х «Красный факел» с постановками Олега Рыбкина принял участие в пяти европейских фестивалях.
Событием стал и спектакль «Козий остров», поставленный по пьесе У. Бетти молодым режиссером Дмитрием Черняковым, сегодня являющимся ведущим оперным режиссером не только России, но и Европы. «Козий остров» — один из немногих его драматических спектаклей.
В 2003 году в театр приходит режиссёр Юрий Урнов, поставив сначала «Лисистрат SE» по мотивам Аристофана, а позже — на открытии 84-го сезона — «Dostoevsky-trip» по пьесе Владимира Сорокина. Последний был создан совместно с продюсерским центром «Hahn Produktion» и стал участником международной программы «Российско-германские культурные встречи», успешно пройдя в Мюнхене и Берлине.
Одним из открытий 2005 года стала постановка пьесы «Тартюф» Ж.-Б. Мольера режиссером Андреем Прикотенко — он стал лауреатом фестиваля «Сибирский транзит» и премии «Парадиз» в двух номинациях, а также был выдвинут на премию «Золотая Маска» в пяти номинациях, включая две за «Лучшую мужскую роль» — Игорь Белозеров за Тартюфа и Владимир Лемешонок за Оргона.
В 2006 году театр принял режиссер Александр Зыков, проработавший здесь до 2013 года. Его «Продавец дождя» по Р. Нэшу и «Поминальная молитва» по Г. Горину стали настоящими зрительскими хитами, а многие ученики курса в Новосибирском государственном театральном институте, на котором он был мастером, вошли в труппу «Красного факела».
Современная история «Красного факела» неразрывно связана с главным режиссером Тимофеем Кулябиным, принявшим художественное руководство в 2015 году. Практически все его спектакли стали участниками и лауреатами многих российских и международных театральных фестивалей и привлекли в театр зрителя-интеллектуала. На Национальную премию «Золотая Маска» в разные годы выдвигались его спектакли «Макбет» по У. Шекспиру, «Онегин» по роману А. Пушкина, «KILL» по мотивам пьесы Ф. Шиллера, «Три сестры» А. Чехова, «Дети солнца» М. Горького. В 2014 году спектакль «Онегин» получил две премии — за работу художника по свету (Денис Солнцев) и Специальную премию жюри драматического театра и театра кукол «За современное прочтение классики», а в 2017-м спектакль «Три сестры» получил Специальный приз жюри «За выдающийся актерский ансамбль».
Постановка спектакля «Три сестры», осуществленная на жестовом языке, стала визитной карточкой современного «Красного факела». В период с 2015 по 2019 год она побывала на гастролях и фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Минске, Таллине, Вене, Берлине, Женеве, Цюрихе, Токио, Дуэ, Валансе, Тулузе, Сибиу, Афинах. Десять раз она была сыграна в Париже на сцене легендарного театра «Одеон».
Значимой составляющей сегодняшней жизни «Красного факела» является Межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Он был инициирован театром и впервые проведен в 2001 году, вначале как «Сибирский транзит». Фестиваль проходит раз в два года и представляет лучшие постановки театров Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Сегодняшний репертуар «Красного факела» сбалансирован и охватывает самую широкую аудиторию: на Большой и Малой сценах театра идут как психологические драмы, так и комедии, детективы, трагифарсы и даже пластические постановки.
Населенный пункт : Новосибирск  
Адрес : 630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 19
Персоны