Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Фёдоров Василий Фёдорович
(1891–1971)
Режиссёр, актёр, театральный художник.

Василий Фёдоров учился на курсах искусствоведения при Народном университете А. Л. Шанявского. В 1921 году поступил в Государственные режиссёрские мастерские Всеволода Мейерхольда, осенью 1922 год влившиеся в ГИТИС. В самом конце того же года Фёдоров вместе с Мейерхольдом покинул ГИТИС; в его новой Мастерской в 1923 году дебютировал как режиссёр, поставив (и оформив) учебный спектакль «Тиары века» — композицию Аксёнова по пьесам Клоделя «Залог» и «Черствый хлеб». В 1926 г. Мейерхольд позволил Фёдорову поставить спектакль самостоятельно, результатом стала постановка в ГосТиМ «Рычи, Китай» С.М.Третьякова. Оформление спектакля принадлежало С.М.Ефименко. Ставил спектакли в Театре Революции («Гоп-ля, мы живем!» Э.Толлера, 1928; «Партбилет» А.И.Завалишина, 1930), в Реалистическом театре («Норд-Ост» Д.Щёглова, 1929), в Ленинградском БДТ («Город ветров» B.М. Киршона, 1935, «Не сдадимся» C.А.Семёнова, 1935, «Скупой рыцарь» и «Каменный гость» А.С.Пушкина, 1936), в театрах Ашхабада, Минска, Новосибирска, Свердловска.
До 1927 года Фёдоров как актёр, сценограф, а затем и как режиссёр работал в Театре Вс. Мейерхольда. Мейерхольд крайне редко доверял постановку спектаклей ученикам, охотнее отдавая под их начало оформление спектаклей, и Фёдоров оформил, в частности, спектакли «Д. Е.» (совместно с И. Ю. Шлепяновым) и «Лес» по пьесе А. Н. Островского.
Не имея возможности реализоваться как режиссер, Фёдоров, как и другие молодые режиссёры, в конце концов покинул Мейерхольда: в 1926 году вместе с И. Ю. Шлепяновым, С. А. Майоровым, М. И. Жаровым и ещё несколькими актерами он уехал в Бакинский рабочий театр. В 1927 году был приглашён М. М. Тархановым в 4-ю студию МХАТ, позже преобразованную в Реалистический театр, и в том же году, после ухода Тарханова, вместе с Леонидом Волковым возглавил театр. В это же время Фёдоров поставил два спектакля в Театре Революции.
Затем недолго работал в Реалистическом театре, который в 1930 году возглавил бывший актёр ГосТиМа Николай Охлопков. В 1935 году Фёдоров стал преемником петербургского ученика Мейерхольда К. Тверского на посту главного режиссёра Ленинградского Большого драматического театра. В дальнейшем был режиссёром Русского драматического театра в Ашхабаде и Русского драматического театра в Минске; ставил спектакли в театрах Новосибирска и Свердловска.

Произведения Фёдорова хранятся в ГЦТМ.