Шлепанов Илья Юльевич
(1900–1951)
Театральный режиссер и художник. Заслуженный артист РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии (1946, 1951).
В 1919 г. окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А.С. Монко в Киеве. Паралельно в 1914—1917 годах занимался у петроградских педагогов, учеников В.Э. Мейерхольда А.М. и А.В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию.
В 1922 г. Шлепянов стал учеником Вс. Мейерхольда в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ), которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре им. Мейерхольда три спектакля — «Д.E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. Файко и «Мандат» Н. Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие.
В 1926 г. вместе с М.И. Жаровым, В.Ф. Федоровым и другими покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 г. — главным художником и режиссером московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 г., оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А.Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М. Бабановой, М. Астанговым, О. Пыжовой. Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. Зархи и «На Западе бой» Вс. Вишневского.
Со второй половины 30-х гг. Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938–1939 гг. работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон».
В 1939–1940 гг. — художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск).
В 1940–1942 гг. в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942–1944 гг. — Театром Сатиры.
С 1944 по 1951 г. был главным режиссером Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Поставил «Орлеанскую деву» П. Чайковского (Сталинская премия 1-й степени, 1946) и «Семью Тараса» Д. Кабалевского (Сталинская премия 2-й степени, 1951). В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У. Шекспира и «Бесприданницу» А. Островского.
Театральный режиссер и художник. Заслуженный артист РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии (1946, 1951).
В 1919 г. окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А.С. Монко в Киеве. Паралельно в 1914—1917 годах занимался у петроградских педагогов, учеников В.Э. Мейерхольда А.М. и А.В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию.
В 1922 г. Шлепянов стал учеником Вс. Мейерхольда в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ), которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре им. Мейерхольда три спектакля — «Д.E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. Файко и «Мандат» Н. Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие.
В 1926 г. вместе с М.И. Жаровым, В.Ф. Федоровым и другими покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 г. — главным художником и режиссером московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 г., оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А.Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М. Бабановой, М. Астанговым, О. Пыжовой. Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. Зархи и «На Западе бой» Вс. Вишневского.
Со второй половины 30-х гг. Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938–1939 гг. работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон».
В 1939–1940 гг. — художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск).
В 1940–1942 гг. в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942–1944 гг. — Театром Сатиры.
С 1944 по 1951 г. был главным режиссером Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Поставил «Орлеанскую деву» П. Чайковского (Сталинская премия 1-й степени, 1946) и «Семью Тараса» Д. Кабалевского (Сталинская премия 2-й степени, 1951). В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У. Шекспира и «Бесприданницу» А. Островского.