Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А. Слонова
Свою историю Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А. Слонова ведет с XIX века. Летом 1865 года по инициативе купца Франца Осиповича Шехтеля в его загородном саду было построено деревянное здание летнего театра, в котором стала проводить первые регулярные спектакли драматическая труппа, возглавляемая антрепренёром и актёром П.М. Медведевым. Сегодня на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского государственного академического театра драмы имени И.А. Слонова.
К.С. Станиславский когда-то называл Саратов «рассадником национальной культуры». С саратовской сценой связаны имена А.П. Ленского, М.Г. Савиной, В.Н. Давыдова, К.А. Варламова, П.А. Стрепетовой, В.Ф. Комиссаржевской, В.И. Качалова и других великих русских актеров. В 1891 году театр стал общедоступным для публики, с 1897-го – народным. По проекту саратовского архитектора Г.Г. Плотникова было построено и открыто в 1906 году новое здание театра, предыдущее деревянное строение было полностью уничтожено в результате пожара. В 1916 году театру было присвоено имя русского драматурга А.Н. Островского, после революции 1917 года – К. Маркса. С 1936 года театр назывался «Саратовский краевой драматический театр имени К. Маркса».
Из спектаклей 1920-х годов наиболее значительные: «Любовь Яровая» К.А. Тренёва (1926, режиссёр А.И. Канин), «Разлом» Б.А. Лавренева, «Женитьба Фигаро» Бомарше (1927, режиссёр Н.Н. Синельников), «Бронепоезд 14-69» В.В. Иванова (1928, режиссёр В.А. Нелли-Влад).
С 1930 по 1935 годы, когда театр возглавлял Л.Ф. Лазарев, ставились пьесы «Первая конная» В.В. Вишневского, «Светите нам, звёзды!» (1930), «Дело чести» (1934), И.К. Микитенко, «Тень освободителя Сухотина» по М.Е. Салтыкову-Щедрину, (1931) и другие. Из лучших постановок – «Светите нам, звёзды!» (1930) и «Мой друг» Н.Ф. Погодина (1933). В 1933 году Леониду Фёдоровичу Лазареву было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
С 1935 по 1939 годы режиссером был И.А. Слонов, который поставил спектакли «Гроза» (1933), «Волки и овцы» (1934), «Лес» (1936) А.Н. Островского, «Аристократы» Н.Ф. Погодина (1936), «Любовь Яровая» К.А. Тренёва (1938).
При Слонове-режиссёре в Саратове стали создаваться постоянные театральные труппы. «Я на собственном примере видел всю нелепость традиции, при которой на каждый сезон создавалась новая труппа из чужих, неизвестных друг ругу людей. Я стремился к тому, чтобы создать в театре крепкий костяк, актерский ансамбль. Вскоре в театре подобралась группа актеров. Мы сработались, поняли все преимущества продолжительной совместной работы», – писал он в воспоминаниях.
С 1940 по 1942 годы главным режиссёром театра служил заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР И.А. Ростовцев. Наиболее известные постановки этого периода: «Варвары» М. Горького (1940) и «Три сестры» А.П. Чехова (1940).
К 1960-м годам старое здание театра сильно обветшало и было снесено. На его месте был построен современный театр. Новая сцена открылась в 1968 году постановкой спектакля «Русские люди» К.М. Симонова. В конце 60-х годов в труппу театра приходят О. Янковский, Г. Аредаков, А. Михайлов.
Новую страницу в творческой деятельности Саратовского драматического театра открыл приход в 1974 году режиссера А.И. Дзекуна. В 1982 году он был назначен главным режиссёром театра, с 1991 по сентябрь 1997 года – художественным руководителем. На сцене Саратовского академического театра драмы Александр Иванович поставил свыше 50 спектаклей: «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Гекуба» Еврипида, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, «Зойкина квартира», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «14 красных избушек», «Христос и мы» (по роману «Чевенгур») А.П. Платонова и другие. Яркие работы вызвали широкий резонанс среди театральной общественности, заставили критику говорить о Саратовском театре драмы как о самобытном явлении в театральной жизни России. Деятельность труппы, как одного из ярких и талантливых творческих коллективов страны, была отмечена присвоением театру почетного звания академического в 1977 году.
В 1985 году А.И. Дзегуну было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1991 году – звание «Народный артист РСФСР». За постановку спектакля «Жили были мать да дочь» по произведению Ф.А. Абрамова в 1988 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского.
История Саратовского театра драмы неразрывно связана с именем блистательного артиста и организатора театрального дела Ивана Артемьевича Слонова (1882-1945). Именно он заложил основы саратовской театральной школы, новаторством которой стало изменение отношения к подготовке спектакля. Ранее в практике русского театра постановке нового представления отводилось несколько дней. Артисты не заучивали текст роли, а полагались на суфлёра, от которого в не малой степени зависел успех. И.А. Слонов отказался от суфлёра, актеры и режиссёр тщательно работали над созданием каждого образа и спектакля в целом, уделяя много времени репетициям.
Свою педагогическую деятельность И.А. Слонов начал в 1916 году, когда открылась первая в Поволжье драматическая студия на артельных началах. В 1920-30-х годах актер и режиссер работал в качестве педагога в саратовском театральном училище, которому в 1933 году было присвоено его имя. Среди учеников Ивана Артемьевича легендарные актеры Б.Ф. Андреев и Б.А. Бабочкин. В декабре 2003 года, в честь 200-летия, Саратовскому государственному академическому театру драмы было присвоено имя И.А. Слонова.
По инициативе театра с 2011 года в Саратове проводится Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского. По задумке организаторов, на фестивале должны быть представлены театральные работы выдающихся выходцев из Саратовской театральной школы. С 2011 по 2018 годы было проведено 4 фестиваля, в которых приняли участие МХТ имени А.П. Чехова, Школа драматического искусства, Мастерская Петра Фоменко, Театральная школа Константина Райкина, Московский областной ТЮЗ, Иерусалимский театр «Микро», Новокуйбышевский театр «Грань» и другие.
К.С. Станиславский когда-то называл Саратов «рассадником национальной культуры». С саратовской сценой связаны имена А.П. Ленского, М.Г. Савиной, В.Н. Давыдова, К.А. Варламова, П.А. Стрепетовой, В.Ф. Комиссаржевской, В.И. Качалова и других великих русских актеров. В 1891 году театр стал общедоступным для публики, с 1897-го – народным. По проекту саратовского архитектора Г.Г. Плотникова было построено и открыто в 1906 году новое здание театра, предыдущее деревянное строение было полностью уничтожено в результате пожара. В 1916 году театру было присвоено имя русского драматурга А.Н. Островского, после революции 1917 года – К. Маркса. С 1936 года театр назывался «Саратовский краевой драматический театр имени К. Маркса».
Из спектаклей 1920-х годов наиболее значительные: «Любовь Яровая» К.А. Тренёва (1926, режиссёр А.И. Канин), «Разлом» Б.А. Лавренева, «Женитьба Фигаро» Бомарше (1927, режиссёр Н.Н. Синельников), «Бронепоезд 14-69» В.В. Иванова (1928, режиссёр В.А. Нелли-Влад).
С 1930 по 1935 годы, когда театр возглавлял Л.Ф. Лазарев, ставились пьесы «Первая конная» В.В. Вишневского, «Светите нам, звёзды!» (1930), «Дело чести» (1934), И.К. Микитенко, «Тень освободителя Сухотина» по М.Е. Салтыкову-Щедрину, (1931) и другие. Из лучших постановок – «Светите нам, звёзды!» (1930) и «Мой друг» Н.Ф. Погодина (1933). В 1933 году Леониду Фёдоровичу Лазареву было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
С 1935 по 1939 годы режиссером был И.А. Слонов, который поставил спектакли «Гроза» (1933), «Волки и овцы» (1934), «Лес» (1936) А.Н. Островского, «Аристократы» Н.Ф. Погодина (1936), «Любовь Яровая» К.А. Тренёва (1938).
При Слонове-режиссёре в Саратове стали создаваться постоянные театральные труппы. «Я на собственном примере видел всю нелепость традиции, при которой на каждый сезон создавалась новая труппа из чужих, неизвестных друг ругу людей. Я стремился к тому, чтобы создать в театре крепкий костяк, актерский ансамбль. Вскоре в театре подобралась группа актеров. Мы сработались, поняли все преимущества продолжительной совместной работы», – писал он в воспоминаниях.
С 1940 по 1942 годы главным режиссёром театра служил заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР И.А. Ростовцев. Наиболее известные постановки этого периода: «Варвары» М. Горького (1940) и «Три сестры» А.П. Чехова (1940).
К 1960-м годам старое здание театра сильно обветшало и было снесено. На его месте был построен современный театр. Новая сцена открылась в 1968 году постановкой спектакля «Русские люди» К.М. Симонова. В конце 60-х годов в труппу театра приходят О. Янковский, Г. Аредаков, А. Михайлов.
Новую страницу в творческой деятельности Саратовского драматического театра открыл приход в 1974 году режиссера А.И. Дзекуна. В 1982 году он был назначен главным режиссёром театра, с 1991 по сентябрь 1997 года – художественным руководителем. На сцене Саратовского академического театра драмы Александр Иванович поставил свыше 50 спектаклей: «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Гекуба» Еврипида, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, «Зойкина квартира», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «14 красных избушек», «Христос и мы» (по роману «Чевенгур») А.П. Платонова и другие. Яркие работы вызвали широкий резонанс среди театральной общественности, заставили критику говорить о Саратовском театре драмы как о самобытном явлении в театральной жизни России. Деятельность труппы, как одного из ярких и талантливых творческих коллективов страны, была отмечена присвоением театру почетного звания академического в 1977 году.
В 1985 году А.И. Дзегуну было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1991 году – звание «Народный артист РСФСР». За постановку спектакля «Жили были мать да дочь» по произведению Ф.А. Абрамова в 1988 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского.
История Саратовского театра драмы неразрывно связана с именем блистательного артиста и организатора театрального дела Ивана Артемьевича Слонова (1882-1945). Именно он заложил основы саратовской театральной школы, новаторством которой стало изменение отношения к подготовке спектакля. Ранее в практике русского театра постановке нового представления отводилось несколько дней. Артисты не заучивали текст роли, а полагались на суфлёра, от которого в не малой степени зависел успех. И.А. Слонов отказался от суфлёра, актеры и режиссёр тщательно работали над созданием каждого образа и спектакля в целом, уделяя много времени репетициям.
Свою педагогическую деятельность И.А. Слонов начал в 1916 году, когда открылась первая в Поволжье драматическая студия на артельных началах. В 1920-30-х годах актер и режиссер работал в качестве педагога в саратовском театральном училище, которому в 1933 году было присвоено его имя. Среди учеников Ивана Артемьевича легендарные актеры Б.Ф. Андреев и Б.А. Бабочкин. В декабре 2003 года, в честь 200-летия, Саратовскому государственному академическому театру драмы было присвоено имя И.А. Слонова.
По инициативе театра с 2011 года в Саратове проводится Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского. По задумке организаторов, на фестивале должны быть представлены театральные работы выдающихся выходцев из Саратовской театральной школы. С 2011 по 2018 годы было проведено 4 фестиваля, в которых приняли участие МХТ имени А.П. Чехова, Школа драматического искусства, Мастерская Петра Фоменко, Театральная школа Константина Райкина, Московский областной ТЮЗ, Иерусалимский театр «Микро», Новокуйбышевский театр «Грань» и другие.
Адрес
:
410078, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 116
Персоны