Синельников Николай Николаевич
(31 января (12 февраля) 1855, Харьков — 19 апреля 1939, там же)
Украинский режиссёр, актёр, театральный деятель, Народный артист РСФСР (1934).
В 1874 году Николай Николаевич Синельников был принят в труппу театра Н. Н. Дюкова, в Харькове, где проработал до 1875 года.
Работал в Житомире (1875—1877) в антрепризе Андреева-Биязи, где впервые сыграл Пикилло («Птички певчие» Ж. Оффенбаха) — впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в различных городах. Затем работал в Николаеве (1877—1878), Ставрополе (1878—1880), Владикавказе (1880—1881), др. городах русской провинции.
В 1881—1884 годах выступал в антрепризе П. М. Медведева в Казани, там же начал режиссёрскую работу постановкой в 1882 году пьесы «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва.
Проработав ещё на нескольких провинциальных сценах в разных городах, в 1886 году вместе с М. М. Бородаем и Е. А. Неделиным организовывает актёрское товарищество сначала в Воронеже, затем в Харькове.
В 1889—1891 работает в Москве в частных театрах Е. Н. Горевой и М. М. Абрамовой.
В 1891—1894 возглавляет товарищество на паях в Новочеркасске, где под его руководством впервые выступила на профессиональной сцене В. Ф. Комиссаржевская, 19 сентября 1893 она исполнила роль Альмы («Честь» Г. Зудермана). Здесь он ставил лучшие литературные произведения: «Горе от ума» Грибоедова, «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, «Макбет», «Отелло» и «Гамлет» У. Шекспира, «Марион Делорм» В. Гюго, «Дядя Ваня» А. П. Чехова — самая первая постановка, 1897, Ростов-на-Дону.
В 1900 -1909 гг. руководил московским театром А. Корша. Спектакли того периода: «Сирано де Бержерак» Э.Ростана (1900), «Буря» Шекспира (1901), «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1901), «Каменотесы» Зудермана (1905), «Лес» А. Н. Островского, «Коварство и любовь» Фр. Шиллера, «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда (все 1907) и др.
Отработав по контракту и отвергнув предложения А. И. Южина перейти в Малый театр и В. А. Теляковского — в Александринский театр, возвращается в Харьков. А пока там ремонтировался театр (1909—1910), ставил спектакли в Одессе, в антрепризе М. Ф. Багрова, где среди прочих спектаклей особо удачной считается постановка «Снегурочки».
С Синельниковым работали актёры: С. Л. Кузнецов, М. М. Тарханов, И. Н. Певцов, Е. И. Тиме, Е. А. Полевицкая, А. А. Баров, А. Э. Блюменталь-Тамарин, М. М. Блюменталь-Тамарина, Е. М. Шатрова, Н. М. Радин, В. Ф. Комиссаржевская, А. А. Остужев, Л. М. Леонидов, М. М. Климов, Б. А. Горин-Горяинов, К. А. Зубов, Б. Я. Петкер, Н. А. Светловидов, Д. Н. Орлов, М. Д. Синельникова, Т. И. Пельтцер, А. М. Кречетов и мн. др.
После революции 1917 года и всеобщей национализации Синельников был оставлен руководить Харьковским театром до 1925 года, когда труппа была расформирована. Впоследствии он работал ещё в нескольких провинциальных театрах других городов, в частности, зимний сезон 1926/1927 годов во вновь созданном Русском театре в Махачкале, в Саратовском театре поставил «Женитьбу Фигаро» (сезон 1927/28) и «Город ветров» Киршона (сезон 1929/30)[1]. В 1933 году был назначен режиссёром в только что созданный Харьковский русский драматический театр, в котором осуществил постановки: «Горе от ума» (1934), «Таланты и поклонники» (1935), «Без вины виноватые» (1936), «На дне» (1937) и др. Преподавал в Харьковском театральном училище.
Украинский режиссёр, актёр, театральный деятель, Народный артист РСФСР (1934).
В 1874 году Николай Николаевич Синельников был принят в труппу театра Н. Н. Дюкова, в Харькове, где проработал до 1875 года.
Работал в Житомире (1875—1877) в антрепризе Андреева-Биязи, где впервые сыграл Пикилло («Птички певчие» Ж. Оффенбаха) — впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в различных городах. Затем работал в Николаеве (1877—1878), Ставрополе (1878—1880), Владикавказе (1880—1881), др. городах русской провинции.
В 1881—1884 годах выступал в антрепризе П. М. Медведева в Казани, там же начал режиссёрскую работу постановкой в 1882 году пьесы «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва.
Проработав ещё на нескольких провинциальных сценах в разных городах, в 1886 году вместе с М. М. Бородаем и Е. А. Неделиным организовывает актёрское товарищество сначала в Воронеже, затем в Харькове.
В 1889—1891 работает в Москве в частных театрах Е. Н. Горевой и М. М. Абрамовой.
В 1891—1894 возглавляет товарищество на паях в Новочеркасске, где под его руководством впервые выступила на профессиональной сцене В. Ф. Комиссаржевская, 19 сентября 1893 она исполнила роль Альмы («Честь» Г. Зудермана). Здесь он ставил лучшие литературные произведения: «Горе от ума» Грибоедова, «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, «Макбет», «Отелло» и «Гамлет» У. Шекспира, «Марион Делорм» В. Гюго, «Дядя Ваня» А. П. Чехова — самая первая постановка, 1897, Ростов-на-Дону.
В 1900 -1909 гг. руководил московским театром А. Корша. Спектакли того периода: «Сирано де Бержерак» Э.Ростана (1900), «Буря» Шекспира (1901), «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1901), «Каменотесы» Зудермана (1905), «Лес» А. Н. Островского, «Коварство и любовь» Фр. Шиллера, «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда (все 1907) и др.
Отработав по контракту и отвергнув предложения А. И. Южина перейти в Малый театр и В. А. Теляковского — в Александринский театр, возвращается в Харьков. А пока там ремонтировался театр (1909—1910), ставил спектакли в Одессе, в антрепризе М. Ф. Багрова, где среди прочих спектаклей особо удачной считается постановка «Снегурочки».
С Синельниковым работали актёры: С. Л. Кузнецов, М. М. Тарханов, И. Н. Певцов, Е. И. Тиме, Е. А. Полевицкая, А. А. Баров, А. Э. Блюменталь-Тамарин, М. М. Блюменталь-Тамарина, Е. М. Шатрова, Н. М. Радин, В. Ф. Комиссаржевская, А. А. Остужев, Л. М. Леонидов, М. М. Климов, Б. А. Горин-Горяинов, К. А. Зубов, Б. Я. Петкер, Н. А. Светловидов, Д. Н. Орлов, М. Д. Синельникова, Т. И. Пельтцер, А. М. Кречетов и мн. др.
После революции 1917 года и всеобщей национализации Синельников был оставлен руководить Харьковским театром до 1925 года, когда труппа была расформирована. Впоследствии он работал ещё в нескольких провинциальных театрах других городов, в частности, зимний сезон 1926/1927 годов во вновь созданном Русском театре в Махачкале, в Саратовском театре поставил «Женитьбу Фигаро» (сезон 1927/28) и «Город ветров» Киршона (сезон 1929/30)[1]. В 1933 году был назначен режиссёром в только что созданный Харьковский русский драматический театр, в котором осуществил постановки: «Горе от ума» (1934), «Таланты и поклонники» (1935), «Без вины виноватые» (1936), «На дне» (1937) и др. Преподавал в Харьковском театральном училище.
Роды занятий