Ленский (Вервициотти) Александр Павлович
(1847 –1908)
Актёр, режиссёр, театральный художник, педагог.
Начинал как актёр на любительской сцене. Удачей стала главная роль в водевиле Д.Т.Ленского «Час в тюрьме» (в честь этого автора был выбран сценический псевдоним). В 1865-1875 гг. работал в провинциальных труппах. В 1876 г. был принят в Малый театр на амплуа «первого любовника». Играл разнообразные роли лирико-романтического, комедийного и углубленно-психологического плана.
В год его успешного дебюта на столичной сцене состоялась премьера «Овечьего источника» Л. де Вега, прославившая имя М.Н Ермоловой и утвердившая героико-романтическую линию в репертуаре театра. Это направление стало одним из главных для Ленского (Уриэль Акоста в одноименном спектакле по пьесе К.Гуцкова, 1879; Дон Сезар де Базан в «Рюи Блазе» В.Гюго, 1890 и др.). Ленский тяготел к шекспировским образам. Среди его трагических ролей: Гамлет, Отелло и Ричард III из одноименных трагедий, Дункан в «Макбете». Огромный успех артист имел и в шекспировских комедиях: Петруччо («Укрощение строптивой»), Бенедикт («Много шума из ничего»), Фальстаф («Виндзорские проказницы»).
Галерею психологически точных и художественно выразительных образов Ленский создал на материале русской драматургии. Большое влияние на его творчество оказал А.Н.Островский, в пьесах которого он сыграл около 30-ти ролей.
С 1888 г. преподавал в Московском театральном училище. Конец 1880-х гг. был для Малого театра временем репертуарного и творческого застоя. Неприятие устаревших театральных форм побудило Ленского заняться театральным реформаторством. Он боролся за обновление репертуара, новое качество режиссуры и художественного оформления спектаклей.
Его режиссёрская деятельность началась в 1895 г. с учебных спектаклей и постановок в филиале Малого театра (Новый театр, 1898–1903). С 1900 г. режиссировал на основной сцене Малого, отстаивая режиссуру как самостоятельное искусство. Особое значение придавал музыкальному и декоративному оформлению спектаклей. Сам выступал как театральный художник. Ввёл в сценическую практику технические усовершенствования (например, вращающийся круг сцены). В 1900 г. стал главным режиссёром Малого театра. Однако свои творческие замыслы ему осуществить не удалось из-за сопротивления бюрократического аппарата театра.
Автор книг и статей «Заметки о мимике и гриме» (1890), «Заметки актёра» (1894), «По поводу декоративной живописи» (1901).
Наследие Ленского хранится в ГЦТМ.
Актёр, режиссёр, театральный художник, педагог.
Начинал как актёр на любительской сцене. Удачей стала главная роль в водевиле Д.Т.Ленского «Час в тюрьме» (в честь этого автора был выбран сценический псевдоним). В 1865-1875 гг. работал в провинциальных труппах. В 1876 г. был принят в Малый театр на амплуа «первого любовника». Играл разнообразные роли лирико-романтического, комедийного и углубленно-психологического плана.
В год его успешного дебюта на столичной сцене состоялась премьера «Овечьего источника» Л. де Вега, прославившая имя М.Н Ермоловой и утвердившая героико-романтическую линию в репертуаре театра. Это направление стало одним из главных для Ленского (Уриэль Акоста в одноименном спектакле по пьесе К.Гуцкова, 1879; Дон Сезар де Базан в «Рюи Блазе» В.Гюго, 1890 и др.). Ленский тяготел к шекспировским образам. Среди его трагических ролей: Гамлет, Отелло и Ричард III из одноименных трагедий, Дункан в «Макбете». Огромный успех артист имел и в шекспировских комедиях: Петруччо («Укрощение строптивой»), Бенедикт («Много шума из ничего»), Фальстаф («Виндзорские проказницы»).
Галерею психологически точных и художественно выразительных образов Ленский создал на материале русской драматургии. Большое влияние на его творчество оказал А.Н.Островский, в пьесах которого он сыграл около 30-ти ролей.
С 1888 г. преподавал в Московском театральном училище. Конец 1880-х гг. был для Малого театра временем репертуарного и творческого застоя. Неприятие устаревших театральных форм побудило Ленского заняться театральным реформаторством. Он боролся за обновление репертуара, новое качество режиссуры и художественного оформления спектаклей.
Его режиссёрская деятельность началась в 1895 г. с учебных спектаклей и постановок в филиале Малого театра (Новый театр, 1898–1903). С 1900 г. режиссировал на основной сцене Малого, отстаивая режиссуру как самостоятельное искусство. Особое значение придавал музыкальному и декоративному оформлению спектаклей. Сам выступал как театральный художник. Ввёл в сценическую практику технические усовершенствования (например, вращающийся круг сцены). В 1900 г. стал главным режиссёром Малого театра. Однако свои творческие замыслы ему осуществить не удалось из-за сопротивления бюрократического аппарата театра.
Автор книг и статей «Заметки о мимике и гриме» (1890), «Заметки актёра» (1894), «По поводу декоративной живописи» (1901).
Наследие Ленского хранится в ГЦТМ.