Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета, в советское время носивший название «Ленинградский камерный балет», был основан приказом Министерства культуры СССР 12 ноября 1966 г. как первый в СССР театр балета, существующий отдельно от оперной труппы.
«Ленинградский камерный балет» был создан известным танцовщиком и балетмейстером, заслуженным и народным артистом России, профессором П.А. Гусевым. В 1969 г. руководителем коллектива стал балетмейстер Л.В. Якобсон, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии СССР. С его приходом театр обрел новое имя – Ленинградская балетная труппа «Хореографические миниатюры», и началась новая эпоха в развитии петербургского балета. С 2001 г. театр стал называться именем Л. Якобсона.
Л. Якобсон, последователь и продолжатель знаменитого русского хореографа-реформатора Михаила Фокина, был ярким хореографом-импровизатором, постоянно ищущим новые выразительные средства и формы. В молодости Якобсон отрицал классический танец, шел «против течения» и в результате создал собственный пластический язык, основанный на природной выразительности человеческого тела. Якобсон расширил стилевые и жанровые возможности танцевальной пластики, создал совершенно новый, гибкий для изменений и новшеств коллектив. Ведущей формой балетмейстерского творчества Якобсона была хореографическая миниатюра.
Наиболее известные из созданных им балетов: «Шурале» по мотивам одноимённой поэмы Г. Тукая на музыку татарского композитора Ф. Яруллина, «Спартак» на музыку А. Хачатуряна, «Клоп» по сатирической пьесе В. Маяковского, «Свадебный кортеж» на музыку Д. Шостаковича. Творческие поиски балетмейстера, прежде всего, в обогащении пластики танца, нередко опережали свое время. Творчество Якобсона постоянно привлекало к себе общественное внимание, но спектакли не всегда легко включались в репертуар академических музыкальных театров из-за обвинений в проявлении излишней эротике на сцене.
Название театра «Хореографические миниатюры» указывало на характер репертуара нового коллектива, а также совпадало с названием программного и наиболее удачного из спектаклей Л. Якобсона в Мариинском театре, подчеркивая преемственность творческих исканий. В репертуар «Хореографических миниатюр» его художественный руководитель включил свои лучшие прежние и вновь созданные сочинения: «Симфония бессмертия», поставленная по библейским мотивам; театрально-праздничный «Экзерсис-ХХ» по собственному сценарию, «Блестящий дивертисмент» на музыку М. Глинки, «Негритянский концерт» на музыку И. Стравинского. Балетмейстера привлекала музыка И.-С. Баха и М. Глинки, И. Стравинского и А. Веберна, Д. Шостаковича и Б. Тищенко. Огюст Роден был одной из постоянных творческих привязанностей мастера. Пластика его скульптур вдохновила Якобсона на создание хореографических композиций.
С 1976 г. после смерти Л. Якобсона художественным руководителем театра стал Aскольд Макаров и в течение более чем 20 лет восстанавливал классическую линию в репертуаре театра. При его руководстве были показаны такие балеты, как «Лебединое озеро», музыка П.И. Чайковского, хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, «Жизель», музыка А. Адана. Устоявшийся в театре репертуар Якобсона был максимально сохранен. Также А. Макаров обращался к творчеству других балетмейстеров-экспериментаторов, многие известные во всем мире хореографы сотрудничали с театром: Георгий Алексидзе, Леонид Лебедев, Константин Рассадин, Александр Полубенцев, Дитмар Зейфферт, Ласло Шереги, Павел Шмок.
С 2001 г. пост художественного руководителя занял Юрий Петухов – балетмейстер, народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат всесоюзных и международных конкурсов. В афише театра появились новая редакция балета «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского и либретто М. Петипа, балеты «Итальянское каприччио» на музыку П.И. Чайковского, балет по мотивам новеллы П. Мериме «Дон Хосе. Страсти по Кармен», «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева, «Шехеразада» на музыку сюиты Н.А. Римского-Корсакова, «Есенин» на музыку С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Л. Бетховена, В. Артемьева.
С 2011 г. художественным руководителем театра является заслуженный артист России Андриан Фадеев. Своей главной задачей на этом посту он видит работу по сохранению, продолжению и развитию традиций, заложенных за все время истории коллектива.
В 2004 г. за восстановление балета «Клоп» и пяти хореографических миниатюр, театр удостоился театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Здание, в котором располагается театр, построено в 1834 г. по проекту архитектора З. Ф. Краснопевкова. В 1900-е гг. лицевой фасад дома был украшен металлическими барельефами, выполненными по модели скульптора А. Л. Обера. Театр не имеет собственной сцены, поэтому его спектакли проходят на других театральных и балетных площадках Петербурга: в Михайловском, Александринском и Эрмитажном театрах, в Большом концертном зале «Октябрьский» и др.
Гacтpoли зa pубeжoм cocтaвляют ocнoву дeятeльнocти тpуппы Гocудapcтвeннoгo aкaдeмичecкoгo тeaтpa бaлeтa. Зa пocлeдниe нecкoлькo тeaтpaльныx ceзoнoв тpуппa c гacтpoлями пoceтилa тaкиe cтpaны, кaк ЮAP, Иcпaния, Изpaиль, Meкcика, Гpeция, Япoния, CШA, Kaнaда и дpугиe.
Основная концепция творческого пути Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона: сохранение уникального наследия, созданного выдающимися предшественниками и продолжение начатого ими смелого эксперимента – поиска новых форм в балетном искусстве.
«Ленинградский камерный балет» был создан известным танцовщиком и балетмейстером, заслуженным и народным артистом России, профессором П.А. Гусевым. В 1969 г. руководителем коллектива стал балетмейстер Л.В. Якобсон, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии СССР. С его приходом театр обрел новое имя – Ленинградская балетная труппа «Хореографические миниатюры», и началась новая эпоха в развитии петербургского балета. С 2001 г. театр стал называться именем Л. Якобсона.
Л. Якобсон, последователь и продолжатель знаменитого русского хореографа-реформатора Михаила Фокина, был ярким хореографом-импровизатором, постоянно ищущим новые выразительные средства и формы. В молодости Якобсон отрицал классический танец, шел «против течения» и в результате создал собственный пластический язык, основанный на природной выразительности человеческого тела. Якобсон расширил стилевые и жанровые возможности танцевальной пластики, создал совершенно новый, гибкий для изменений и новшеств коллектив. Ведущей формой балетмейстерского творчества Якобсона была хореографическая миниатюра.
Наиболее известные из созданных им балетов: «Шурале» по мотивам одноимённой поэмы Г. Тукая на музыку татарского композитора Ф. Яруллина, «Спартак» на музыку А. Хачатуряна, «Клоп» по сатирической пьесе В. Маяковского, «Свадебный кортеж» на музыку Д. Шостаковича. Творческие поиски балетмейстера, прежде всего, в обогащении пластики танца, нередко опережали свое время. Творчество Якобсона постоянно привлекало к себе общественное внимание, но спектакли не всегда легко включались в репертуар академических музыкальных театров из-за обвинений в проявлении излишней эротике на сцене.
Название театра «Хореографические миниатюры» указывало на характер репертуара нового коллектива, а также совпадало с названием программного и наиболее удачного из спектаклей Л. Якобсона в Мариинском театре, подчеркивая преемственность творческих исканий. В репертуар «Хореографических миниатюр» его художественный руководитель включил свои лучшие прежние и вновь созданные сочинения: «Симфония бессмертия», поставленная по библейским мотивам; театрально-праздничный «Экзерсис-ХХ» по собственному сценарию, «Блестящий дивертисмент» на музыку М. Глинки, «Негритянский концерт» на музыку И. Стравинского. Балетмейстера привлекала музыка И.-С. Баха и М. Глинки, И. Стравинского и А. Веберна, Д. Шостаковича и Б. Тищенко. Огюст Роден был одной из постоянных творческих привязанностей мастера. Пластика его скульптур вдохновила Якобсона на создание хореографических композиций.
С 1976 г. после смерти Л. Якобсона художественным руководителем театра стал Aскольд Макаров и в течение более чем 20 лет восстанавливал классическую линию в репертуаре театра. При его руководстве были показаны такие балеты, как «Лебединое озеро», музыка П.И. Чайковского, хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, «Жизель», музыка А. Адана. Устоявшийся в театре репертуар Якобсона был максимально сохранен. Также А. Макаров обращался к творчеству других балетмейстеров-экспериментаторов, многие известные во всем мире хореографы сотрудничали с театром: Георгий Алексидзе, Леонид Лебедев, Константин Рассадин, Александр Полубенцев, Дитмар Зейфферт, Ласло Шереги, Павел Шмок.
С 2001 г. пост художественного руководителя занял Юрий Петухов – балетмейстер, народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат всесоюзных и международных конкурсов. В афише театра появились новая редакция балета «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского и либретто М. Петипа, балеты «Итальянское каприччио» на музыку П.И. Чайковского, балет по мотивам новеллы П. Мериме «Дон Хосе. Страсти по Кармен», «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева, «Шехеразада» на музыку сюиты Н.А. Римского-Корсакова, «Есенин» на музыку С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Л. Бетховена, В. Артемьева.
С 2011 г. художественным руководителем театра является заслуженный артист России Андриан Фадеев. Своей главной задачей на этом посту он видит работу по сохранению, продолжению и развитию традиций, заложенных за все время истории коллектива.
В 2004 г. за восстановление балета «Клоп» и пяти хореографических миниатюр, театр удостоился театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Здание, в котором располагается театр, построено в 1834 г. по проекту архитектора З. Ф. Краснопевкова. В 1900-е гг. лицевой фасад дома был украшен металлическими барельефами, выполненными по модели скульптора А. Л. Обера. Театр не имеет собственной сцены, поэтому его спектакли проходят на других театральных и балетных площадках Петербурга: в Михайловском, Александринском и Эрмитажном театрах, в Большом концертном зале «Октябрьский» и др.
Гacтpoли зa pубeжoм cocтaвляют ocнoву дeятeльнocти тpуппы Гocудapcтвeннoгo aкaдeмичecкoгo тeaтpa бaлeтa. Зa пocлeдниe нecкoлькo тeaтpaльныx ceзoнoв тpуппa c гacтpoлями пoceтилa тaкиe cтpaны, кaк ЮAP, Иcпaния, Изpaиль, Meкcика, Гpeция, Япoния, CШA, Kaнaда и дpугиe.
Основная концепция творческого пути Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона: сохранение уникального наследия, созданного выдающимися предшественниками и продолжение начатого ими смелого эксперимента – поиска новых форм в балетном искусстве.
Адрес
:
191014, Санкт-Петербург, улица Маяковского, д.15
Персоны