Петипа Мариус Иванович
(фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 — 1 июля 1910)
Французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Мариус Петипа родился в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо.
Учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж. А. Петипа по хореографии П. Гарделя). Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании.
В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России — сначала как солист балета и педагог, с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.
В 1869–1903 П. – гл. балетмейстер столичных императорских театров, этот период вошёл в историю русского и мирового балета как «эпоха Петипа». Хореограф создал в С.-Петербурге 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. В 1855–1887 преподавал классический танец в С.-Петербургском театральном училище.
В числе наиболее значительных постановок: «Царь Кандавл» Пуньи (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, С.-Петербург), «Камарго» (1872) и «Баядерка» (1877), все – Л. Минкуса; «Талисман» Р. Дриго (1889), «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чекетти и Л. И. Ивановым), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1895, совм. с Ивановым). Автор новых версий «Корсара» (1863) и «Жизели» (1884) Адана, «Коппелии» Л. Делиба (1884), «Эсмеральды» (1886) и «Конька-Горбунка» (1895) Пуньи, которые сохранились до XXI в. в его редакциях.
Творчество Петипа положило начало направлению так называемого хореографического симфонизма, которое хореограф начал разрабатывать в картинах «Тени» («Баядерка») и «Оживлённый сад» («Корсар»). Его наивысшие достижения связаны с совместной работой с композиторами П. И. Чайковским («Спящая красавица», 1890) и А. К. Глазуновым («Раймонда», 1898), в этих балетах танцевальные композиции точно следуют и раскрывают музыкальное развитие действия. В то же время Петипа был мастером хореографической детали, что нашло отражение в его одноактных балетах – «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (1876), «Пробуждение Флоры» (1894) и «Арлекинада» (1900) Дриго, «Привал кавалерии» Й. Армсгеймера (1896), «Испытание Дамиса» и «Времена года» Глазунова (оба 1900). Наследие Петипа, хотя и подвергшееся значительному редактированию, составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре.
Французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Мариус Петипа родился в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо.
Учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж. А. Петипа по хореографии П. Гарделя). Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании.
В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России — сначала как солист балета и педагог, с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.
В 1869–1903 П. – гл. балетмейстер столичных императорских театров, этот период вошёл в историю русского и мирового балета как «эпоха Петипа». Хореограф создал в С.-Петербурге 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. В 1855–1887 преподавал классический танец в С.-Петербургском театральном училище.
В числе наиболее значительных постановок: «Царь Кандавл» Пуньи (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, С.-Петербург), «Камарго» (1872) и «Баядерка» (1877), все – Л. Минкуса; «Талисман» Р. Дриго (1889), «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чекетти и Л. И. Ивановым), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1895, совм. с Ивановым). Автор новых версий «Корсара» (1863) и «Жизели» (1884) Адана, «Коппелии» Л. Делиба (1884), «Эсмеральды» (1886) и «Конька-Горбунка» (1895) Пуньи, которые сохранились до XXI в. в его редакциях.
Творчество Петипа положило начало направлению так называемого хореографического симфонизма, которое хореограф начал разрабатывать в картинах «Тени» («Баядерка») и «Оживлённый сад» («Корсар»). Его наивысшие достижения связаны с совместной работой с композиторами П. И. Чайковским («Спящая красавица», 1890) и А. К. Глазуновым («Раймонда», 1898), в этих балетах танцевальные композиции точно следуют и раскрывают музыкальное развитие действия. В то же время Петипа был мастером хореографической детали, что нашло отражение в его одноактных балетах – «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (1876), «Пробуждение Флоры» (1894) и «Арлекинада» (1900) Дриго, «Привал кавалерии» Й. Армсгеймера (1896), «Испытание Дамиса» и «Времена года» Глазунова (оба 1900). Наследие Петипа, хотя и подвергшееся значительному редактированию, составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре.