Фокин Михаил Михайлович
Фокин Михаил Михайлович [11(23).4.1880, Петербург, – 22.8.1942, Нью-Йорк], русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище по классу Н.Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901–1911 преподавал в Петербургском театральном училище (ученики – Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909–12 и 1914 участвовал в Русских сезонах в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Стремился осуществить реформу балетного театра. Каждому спектаклю придавал неповторимый облик, создавал балеты, решенные единым хореографическим языком, обращался к танцевальному фольклору и смежным искусствам; классический танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразительными средствами. Эстетическая программа включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить мироощущение современного ему зрителя. Обращаясь к симфонической музыке, не предназначенной для балета, продолжил искания в области танцевального симфонизма и обособил бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографической разработки, как самостоятельный жанр. Действительность в его балетах представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик обладал благородной грациозной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классического репертуара). Среди постановок М. Фокина: в Мариинском театре – "Павильон Армиды" Черепнина, "Египетские ночи" Аренского, "Шопениана" на музыку Шопена, "Исламей" на музыку Балакирева, и др.; для Русских сезонов – "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Бородина; балеты "Жар-птица", "Петрушка" Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля, и др. Для А. П. Павловой поставил хореографический этюд "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. В 1934–35 работал в "Гранд-Опера", в 1936–39 – в труппе "Балле рюсс де Монте-Карло". В 1923–42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете.
Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. – М., 1962.
Лит.:Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Стравинский И., Хроника моей жизни, [пер. с франц.], Л., 1963; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Beaumont С., MichelFokineandhisballets, L., 1935.
Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. – М., 1962.
Лит.:Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Стравинский И., Хроника моей жизни, [пер. с франц.], Л., 1963; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Beaumont С., MichelFokineandhisballets, L., 1935.