Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова
Бурятский Государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбожапа Цыдынжаповича Цыдынжапова (Государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия) ведёт свою историю с 20 декабря 1939 года. Это день организации музыкально-драматического театра, от которого в 1949 году отделился театр оперы и балета. Учредителем театра является Министерство культуры Республики Бурятия.
Почти 80 лет театр служит высокой благородной миссии — возвышать человека, волновать сердца людей, заставляя их думать и сопереживать.
Богатейший репертуар театра, замечательные театральные традиции, заложенные первым поколением творческой интеллигенции Бурятии, мастерство и самоотдача артистов, музыкантов, специалистов театра приумножали славу многонационального искусства нашей республики.
Музыкальный театр Бурятии прошёл путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов. Среди них — первенец и гордость национального музыкального искусства — опера «Энхэ-Булат-батор» М. Фролова, балет «Красавица Ангара» народных артистов СССР Л. Книппера и Б. Ямпилова, которому была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Глинки.
Огромное значение для развития национального искусства имели две декады литературы и искусства Бурятии в Москве (1940 и 1959 годы). После первой декады театр был отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина.
В послевоенные годы репертуар театра стремительно расширялся. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического. Шло строительство здания театра, которое было торжественно открыто 1 мая 1952 года.
Периодом творческой зрелости для театра стала вторая половина 1970-х годов. Об этом свидетельствовал высокий художественный уровень многих оперных и балетных постановок, профессиональный рост исполнителей, значительное расширение и обогащение репертуара. «Милан-Удэ» — так предлагали называть Улан-Удэ поклонники театра после выступлений его артистов.
Знаменательным событием был отмечен 1979 год, когда за большие заслуги в развитии музыкального искусства и успешно проведённый творческий отчёт в Москве и Ленинграде коллективу было присвоено звание академического.
Бурятские певцы и танцовщики неоднократно представляли своё искусство в странах Азии и Африки, Европы, Северной и Южной Америки. Среди них — народные артисты СССР Лариса Сахьянова, Лхасаран Линховоин, Ким Базарсадаев, Дугаржап Дашиев, Галина Шойдагбаева, народные и заслуженные артисты России Ольга Короткова, Екатерина Самбуева, Юрий Муруев, Валентина Цыдыпова, Валентина Базарова, Ольга Аюрова, Елена Шараева и многие другие.
Любимица бурятского народа, прима театра, народная артистка СССР Галина Шойдагбаева в ноябре 2016 года стала обладательницей премии «Легенда». Эта престижнейшая награда присуждается деятелям науки и культуры, достигшим в своей деятельности на протяжении десятилетий уникальных и признанных во всём мире результатов. Награда была вручена в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где проходил гала-концерт Первого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
Народная артистка России, художественный руководитель оперы Дарима Линховоин продолжает прославлять знаменитую фамилию своего отца Лхасарана Линховоина. Под её руководством подготовлено большое количество концертных программ, партий, благодаря которым певцы театра становятся настоящими мастерами сцены. Ярчайшим примером её работы как концертмейстера-педагога являются успехи певцов на различных конкурсах. В 2015 году солист театра Ариунбаатар Ганбаатар стал обладателем первой премии, золотой медали и, наконец, Гран-при XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 2015). В этом же году Ариунбаатар стал победителем в номинации «Романсы» (Song Prize) в международном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе, исполнив десять композиций на русском, монгольском, немецком и французских языках.
Михаил Пирогов — обладатель Гран-при III Международного конкурса молодых оперных певцов имени Петра Словцова (2015). Его гибкий, приятный тенор насыщенного тембра очень выразителен и прекрасно звучит и в лирических, и в драматических партиях.
Солисты оперы Оксана Хингеева, Марина Коробенкова, Татьяна Шойдагбаева, Эржена Базарсадаева, Билигма Ринчинова, Ольга Жигмитова, Самбуугийн Батчимэг, Дамба Занданов, Намхайн Мунхзул, Баиржаб Дамбиев, Бадма Гомбожапов, Эдуард Жагбаев, Мэргэн Санданов и другие радуют зрителей не только на сцене родного театра. 7 ноября оперным певцам из Бурятии удалось подтвердить многолетнюю славу «Милан-Удэ» — города, чтущего традиции итальянской оперной школы. Концертный зал Мариинского театра был полон: многие пришли специально, чтобы услышать бурятских певцов.
В тот же день на сцене Александринского театра был представлен балет Бурятии. «Вечер балета» завершился овациями. Балетная труппа театра показала в Санкт- Петербурге избранные композиции из классических постановок «Щелкунчик», «Венецианский карнавал», «Князь Игорь», хореографические миниатюры «Умирающий лебедь», «Весенние воды», «Персидский танец», адажио из национального бурятского балета «Красавица Ангара», отрывки из современных постановок «Пенелопа», «Юки».
В 2012 году в качестве художественного руководителя балета был приглашён Морихиро Ивата — солист Большого театра России на протяжении 17 лет, обладатель ордена Дружбы, лауреат престижной премии за достижения в развитии хореографического искусства «Душа танца». За пять лет служения театру Морихиро Ивата как руководитель балета осуществил постановки великолепнейших спектаклей: «Восхождение», «Вальпургиева ночь», «Тамаши», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка», «Синяя птица», «Щелкунчик», «Пахита», «Коппелия». Были обновлены постановки «Лебединое озеро», «Красавица Ангара».
Сюжет «Красавицы Ангары» основан на легенде о Байкале и его дочери. Это единственный в стране национальный балет, удостоенный Государственной премии РСФСР имени М. Глинки. Его постановка по-прежнему вызывает восторг зрителей и вдохновляет всё новых и новых исполнителей и режиссёров. В 2016 году театр выиграл грант правительства Российской Федерации в размере 18 миллионов рублей на реализацию проекта «Новая постановка балета „Красавица Ангара“».
«Для того, чтобы получить средства, мы приготовили обоснование, подкреплённое историческими фактами, насколько важна обновлённая версия спектакля. К тому же театрам из Москвы и Санкт-Петербурга нередко помогают, а вот помощь отдалённым районам приходит не так часто», — отметила директор театра Аюна Цыбикдоржиева.
Симфонический оркестр театра записал фонограмму для спектакля. Специально для этого оркестр выезжал в Москву, где на протяжении двух дней работал совместно с московскими музыкантами. Работа велась на производственном комплексе «Тонстудия» киноконцерна «Мосфильм», который по праву считается крупнейшей и наиболее оснащённой студией звукозаписи в России.
К премьере балета театр выпустил книгу, посвящённую обновлённой «Красавице Ангаре». В издании приведены интересные факты о знаменитом спектакле, о его создателях, опубликованы раритетные фотографии из личных архивов, эскизы костюмов всех редакций и многое другое. На средства гранта приобретены генераторы тяжёлого дыма, мультимедийное оборудование, видеопроектор для создания эффекта волн, глади Байкала. Обновлённая постановка очень востребована зрителем и неизменно собирает аншлаги.
Во славу бурятского балета на сцене театра блистает целая плеяда талантливых и любимых зрителем артистов: Вероника Миронова, Лия Балданова, Баярма Цыбикова, Евгения Цыренова, Анастасия Цыбенова, Елена Хишиктуева, Баярто Дамбаев, Булыт Раднаев, Баир Жамбалов, Баир Цыдыпылов, Виктор Дампилов, Михаил Овчаров, Артемий Плюснин, Вячеслав Намжилон.
Хоровой цех театра обрёл своего лидера в лице недавнего выпускника Московской консерватории Александра Саможапова. Помимо участия в постановках «Энхэ-Булат батор» М. Фролова, «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе и других, была подготовлена программа концерта хоровой музыки, и хор театра предстал на сцене в качестве отдельной творческой единицы. В основу программы концерта был положен репертуар известных советских композиторов: Фрадкина, Бабаджаняна, Новикова, Свиридова, Пасхаладзе, специально переработанные для хорового исполнения. Хором были исполнены и записаны на диск бурят-монгольские духовные песнопения композитора Юрия Ирдынеева. Цикл песнопений обогатил национальную музыку — впервые было создано масштабное произведение для хора a cappella, обращённое к важной сфере человеческого существования — религии (в частности буддизму), содержание которого способно воздействовать на эмоции и вызвать душевное состояние религиозной медитации.
Артисты оркестра театра помимо участия во всех спектаклях и концертах, создают и свои интересные проекты. Так, первой скрипкой театра Дарьей Станишевской весной 2016 года была создана концертная программа «Симфония души», в которой прозвучали лучшие образцы классической музыки в исполнении камерного оркестра. В концерте приняли участие Сергей Струков (гобой), Сергей Никульшеев (труба), Вячеслав Крюков (труба). Именно на симфонический оркестр Бурятского театра оперы и балета пал выбор организаторов концерта группы рок-группы «Би-2» для выступлений в Иркутске. Участники группы «Би-2» поблагодарили оркестр за прекрасно сыгранный концерт и выразили надежду на сотрудничество в будущем.
16 декабря 2016 года Министерство культуры Бурятии выпустило приказ, в котором говорится, что на должность художественного руководителя Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова назначен Юрий Константинович Лаптев. Народный артист России, профессор, заведующий кафедрой, декан вокально-режиссёрского факультета Санкт-Петербургской консерватории, профессор ГИТИСа, МГУ, кандидат философских наук, Юрий Константинович окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (вокальный, режиссеёский факультет консерватории). Долгие годы Ю.К. Лаптев являлся режиссёром, солист оперной труппы Мариинского театра.
Уже в качестве художественного руководителя Юрий Константинович поставил спектакль «Бал-маскарад», премьерные показы которого состоялись 27 и 28 апреля. Для постановки были приглашены ведущие специалисты в своей области: дирижёр-постановщик — Л. Корчмар, художник-постановщик — С. Спевякин; художник по костюмам — Ж. Усачёва.
Юрий Лаптев уже был известен в Бурятии по постановкам «Тоска» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе. Все эти спектакли сопровождал неизменный успех у зрителей. В ноябре 2016 года труппа театра показала оперу «Тоска» на новой сцене Большого театра в Москве, в рамках дней культуры Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге. Постановка собрала аншлаг, билеты на спектакль были распроданы за несколько недель до показа. Бурятские певцы сумели удивить не только искушённого московского зрителя, но и поразить профессионалов, высоко оценивших постановку. Партию барона Скарпиа исполнял победитель конкурса имени П.И. Чайковского Ариунбаатар Ганбаатар, в роли Марио Каварадосси выступил любимец российской публики и лауреат международных конкурсов Михаил Пирогов. Заглавную партию Флории Тоска исполнила молодая солистка театра Батчимэг Самбугийн.
«Я очень рад видеть не провинциальный уровень мышления, не провинциальную манеру игры артистов. Понятно, что это традиционная классическая постановка, но вообще-то хоть иногда публика должна иметь доступ к классике в её традиционном виде. Театр вложил много сил в то, чтобы качественно это сделать: проработка характеров, мелкие реакции, деталировка работы — публику невозможно обмануть, публика всматривается, потому что ей интересно», — поделился своим мнением президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян.
Театр оперы и балета является благодатной площадкой для реализации российских и международных проектов. Гастроли известных театральных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, приглашения солистов балета Мариинского театра, коллег из Перми, Самары, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и дружественной Монголии стали одним из важных направлений деятельности театра.
Почти 80 лет театр служит высокой благородной миссии — возвышать человека, волновать сердца людей, заставляя их думать и сопереживать.
Богатейший репертуар театра, замечательные театральные традиции, заложенные первым поколением творческой интеллигенции Бурятии, мастерство и самоотдача артистов, музыкантов, специалистов театра приумножали славу многонационального искусства нашей республики.
Музыкальный театр Бурятии прошёл путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов. Среди них — первенец и гордость национального музыкального искусства — опера «Энхэ-Булат-батор» М. Фролова, балет «Красавица Ангара» народных артистов СССР Л. Книппера и Б. Ямпилова, которому была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Глинки.
Огромное значение для развития национального искусства имели две декады литературы и искусства Бурятии в Москве (1940 и 1959 годы). После первой декады театр был отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина.
В послевоенные годы репертуар театра стремительно расширялся. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического. Шло строительство здания театра, которое было торжественно открыто 1 мая 1952 года.
Периодом творческой зрелости для театра стала вторая половина 1970-х годов. Об этом свидетельствовал высокий художественный уровень многих оперных и балетных постановок, профессиональный рост исполнителей, значительное расширение и обогащение репертуара. «Милан-Удэ» — так предлагали называть Улан-Удэ поклонники театра после выступлений его артистов.
Знаменательным событием был отмечен 1979 год, когда за большие заслуги в развитии музыкального искусства и успешно проведённый творческий отчёт в Москве и Ленинграде коллективу было присвоено звание академического.
Бурятские певцы и танцовщики неоднократно представляли своё искусство в странах Азии и Африки, Европы, Северной и Южной Америки. Среди них — народные артисты СССР Лариса Сахьянова, Лхасаран Линховоин, Ким Базарсадаев, Дугаржап Дашиев, Галина Шойдагбаева, народные и заслуженные артисты России Ольга Короткова, Екатерина Самбуева, Юрий Муруев, Валентина Цыдыпова, Валентина Базарова, Ольга Аюрова, Елена Шараева и многие другие.
Любимица бурятского народа, прима театра, народная артистка СССР Галина Шойдагбаева в ноябре 2016 года стала обладательницей премии «Легенда». Эта престижнейшая награда присуждается деятелям науки и культуры, достигшим в своей деятельности на протяжении десятилетий уникальных и признанных во всём мире результатов. Награда была вручена в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где проходил гала-концерт Первого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
Народная артистка России, художественный руководитель оперы Дарима Линховоин продолжает прославлять знаменитую фамилию своего отца Лхасарана Линховоина. Под её руководством подготовлено большое количество концертных программ, партий, благодаря которым певцы театра становятся настоящими мастерами сцены. Ярчайшим примером её работы как концертмейстера-педагога являются успехи певцов на различных конкурсах. В 2015 году солист театра Ариунбаатар Ганбаатар стал обладателем первой премии, золотой медали и, наконец, Гран-при XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 2015). В этом же году Ариунбаатар стал победителем в номинации «Романсы» (Song Prize) в международном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе, исполнив десять композиций на русском, монгольском, немецком и французских языках.
Михаил Пирогов — обладатель Гран-при III Международного конкурса молодых оперных певцов имени Петра Словцова (2015). Его гибкий, приятный тенор насыщенного тембра очень выразителен и прекрасно звучит и в лирических, и в драматических партиях.
Солисты оперы Оксана Хингеева, Марина Коробенкова, Татьяна Шойдагбаева, Эржена Базарсадаева, Билигма Ринчинова, Ольга Жигмитова, Самбуугийн Батчимэг, Дамба Занданов, Намхайн Мунхзул, Баиржаб Дамбиев, Бадма Гомбожапов, Эдуард Жагбаев, Мэргэн Санданов и другие радуют зрителей не только на сцене родного театра. 7 ноября оперным певцам из Бурятии удалось подтвердить многолетнюю славу «Милан-Удэ» — города, чтущего традиции итальянской оперной школы. Концертный зал Мариинского театра был полон: многие пришли специально, чтобы услышать бурятских певцов.
В тот же день на сцене Александринского театра был представлен балет Бурятии. «Вечер балета» завершился овациями. Балетная труппа театра показала в Санкт- Петербурге избранные композиции из классических постановок «Щелкунчик», «Венецианский карнавал», «Князь Игорь», хореографические миниатюры «Умирающий лебедь», «Весенние воды», «Персидский танец», адажио из национального бурятского балета «Красавица Ангара», отрывки из современных постановок «Пенелопа», «Юки».
В 2012 году в качестве художественного руководителя балета был приглашён Морихиро Ивата — солист Большого театра России на протяжении 17 лет, обладатель ордена Дружбы, лауреат престижной премии за достижения в развитии хореографического искусства «Душа танца». За пять лет служения театру Морихиро Ивата как руководитель балета осуществил постановки великолепнейших спектаклей: «Восхождение», «Вальпургиева ночь», «Тамаши», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка», «Синяя птица», «Щелкунчик», «Пахита», «Коппелия». Были обновлены постановки «Лебединое озеро», «Красавица Ангара».
Сюжет «Красавицы Ангары» основан на легенде о Байкале и его дочери. Это единственный в стране национальный балет, удостоенный Государственной премии РСФСР имени М. Глинки. Его постановка по-прежнему вызывает восторг зрителей и вдохновляет всё новых и новых исполнителей и режиссёров. В 2016 году театр выиграл грант правительства Российской Федерации в размере 18 миллионов рублей на реализацию проекта «Новая постановка балета „Красавица Ангара“».
«Для того, чтобы получить средства, мы приготовили обоснование, подкреплённое историческими фактами, насколько важна обновлённая версия спектакля. К тому же театрам из Москвы и Санкт-Петербурга нередко помогают, а вот помощь отдалённым районам приходит не так часто», — отметила директор театра Аюна Цыбикдоржиева.
Симфонический оркестр театра записал фонограмму для спектакля. Специально для этого оркестр выезжал в Москву, где на протяжении двух дней работал совместно с московскими музыкантами. Работа велась на производственном комплексе «Тонстудия» киноконцерна «Мосфильм», который по праву считается крупнейшей и наиболее оснащённой студией звукозаписи в России.
К премьере балета театр выпустил книгу, посвящённую обновлённой «Красавице Ангаре». В издании приведены интересные факты о знаменитом спектакле, о его создателях, опубликованы раритетные фотографии из личных архивов, эскизы костюмов всех редакций и многое другое. На средства гранта приобретены генераторы тяжёлого дыма, мультимедийное оборудование, видеопроектор для создания эффекта волн, глади Байкала. Обновлённая постановка очень востребована зрителем и неизменно собирает аншлаги.
Во славу бурятского балета на сцене театра блистает целая плеяда талантливых и любимых зрителем артистов: Вероника Миронова, Лия Балданова, Баярма Цыбикова, Евгения Цыренова, Анастасия Цыбенова, Елена Хишиктуева, Баярто Дамбаев, Булыт Раднаев, Баир Жамбалов, Баир Цыдыпылов, Виктор Дампилов, Михаил Овчаров, Артемий Плюснин, Вячеслав Намжилон.
Хоровой цех театра обрёл своего лидера в лице недавнего выпускника Московской консерватории Александра Саможапова. Помимо участия в постановках «Энхэ-Булат батор» М. Фролова, «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе и других, была подготовлена программа концерта хоровой музыки, и хор театра предстал на сцене в качестве отдельной творческой единицы. В основу программы концерта был положен репертуар известных советских композиторов: Фрадкина, Бабаджаняна, Новикова, Свиридова, Пасхаладзе, специально переработанные для хорового исполнения. Хором были исполнены и записаны на диск бурят-монгольские духовные песнопения композитора Юрия Ирдынеева. Цикл песнопений обогатил национальную музыку — впервые было создано масштабное произведение для хора a cappella, обращённое к важной сфере человеческого существования — религии (в частности буддизму), содержание которого способно воздействовать на эмоции и вызвать душевное состояние религиозной медитации.
Артисты оркестра театра помимо участия во всех спектаклях и концертах, создают и свои интересные проекты. Так, первой скрипкой театра Дарьей Станишевской весной 2016 года была создана концертная программа «Симфония души», в которой прозвучали лучшие образцы классической музыки в исполнении камерного оркестра. В концерте приняли участие Сергей Струков (гобой), Сергей Никульшеев (труба), Вячеслав Крюков (труба). Именно на симфонический оркестр Бурятского театра оперы и балета пал выбор организаторов концерта группы рок-группы «Би-2» для выступлений в Иркутске. Участники группы «Би-2» поблагодарили оркестр за прекрасно сыгранный концерт и выразили надежду на сотрудничество в будущем.
16 декабря 2016 года Министерство культуры Бурятии выпустило приказ, в котором говорится, что на должность художественного руководителя Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова назначен Юрий Константинович Лаптев. Народный артист России, профессор, заведующий кафедрой, декан вокально-режиссёрского факультета Санкт-Петербургской консерватории, профессор ГИТИСа, МГУ, кандидат философских наук, Юрий Константинович окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (вокальный, режиссеёский факультет консерватории). Долгие годы Ю.К. Лаптев являлся режиссёром, солист оперной труппы Мариинского театра.
Уже в качестве художественного руководителя Юрий Константинович поставил спектакль «Бал-маскарад», премьерные показы которого состоялись 27 и 28 апреля. Для постановки были приглашены ведущие специалисты в своей области: дирижёр-постановщик — Л. Корчмар, художник-постановщик — С. Спевякин; художник по костюмам — Ж. Усачёва.
Юрий Лаптев уже был известен в Бурятии по постановкам «Тоска» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе. Все эти спектакли сопровождал неизменный успех у зрителей. В ноябре 2016 года труппа театра показала оперу «Тоска» на новой сцене Большого театра в Москве, в рамках дней культуры Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге. Постановка собрала аншлаг, билеты на спектакль были распроданы за несколько недель до показа. Бурятские певцы сумели удивить не только искушённого московского зрителя, но и поразить профессионалов, высоко оценивших постановку. Партию барона Скарпиа исполнял победитель конкурса имени П.И. Чайковского Ариунбаатар Ганбаатар, в роли Марио Каварадосси выступил любимец российской публики и лауреат международных конкурсов Михаил Пирогов. Заглавную партию Флории Тоска исполнила молодая солистка театра Батчимэг Самбугийн.
«Я очень рад видеть не провинциальный уровень мышления, не провинциальную манеру игры артистов. Понятно, что это традиционная классическая постановка, но вообще-то хоть иногда публика должна иметь доступ к классике в её традиционном виде. Театр вложил много сил в то, чтобы качественно это сделать: проработка характеров, мелкие реакции, деталировка работы — публику невозможно обмануть, публика всматривается, потому что ей интересно», — поделился своим мнением президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян.
Театр оперы и балета является благодатной площадкой для реализации российских и международных проектов. Гастроли известных театральных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, приглашения солистов балета Мариинского театра, коллег из Перми, Самары, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и дружественной Монголии стали одним из важных направлений деятельности театра.
Адрес
:
670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 51
Персоны