Бабаджанян Арно Арутюнович
(1921–1983)
Армянский и советский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР (1971).
С раннего детства Арно проявил музыкальные способности. В 3 года начал играть на старой домашней фисгармонии. В 1926 г. его талант был замечен А.И. Хачатуряном.
В 1928 г. поступил в среднюю общеобразовательную школу им. Горького и одновременно был принят в группу одарённых детей при Ереванской консерватории. Уже в девять лет написал «Пионерский марш» (издан в 1932). В двенадцать лет получил свой первый приз на конкурсе молодых музыкантов, где исполнил Четвертую сонату Л. ван Бетховена и «Рондо капричиоззо» Ф. Мендельсона. После окончания музыкальной школы при Ереванской консерватории в 1935 году поступил в консерваторию на факультеты фортепиано и композиции (класс С.В. Бархударяна и В.Г. Тальяна).
В 1938 г. переехал в Москву и поступил сразу на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Е.Ф. Гнесиной и классу композиции у В.Я. Шебалина. После окончания училища поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского (класс специального фортепиано Б.М. Берлина).
С 1942 г. учился в Ереванской консерватории по фортепианному классу у К.Н. Игумнова и по композиции у В.Г. Тальяна, пройдя полный курс Ереванской консерватории без сдачи гос. экзаменов, переехал в Москву, был восстановлен в Московской Консерватории на предпоследний курс фортепианного факультета.
С 1943 г. — член Союза композиторов СССР.
В 1946 г. вместе в группой молодых композиторов был направлен в Москву на усовершенствование. В 1946–1948 гг. совершенствовался Доме культуры Армянской ССР в Москве. В 1947 г. экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна), а в 1948 г. — Московскую консерваторию (класс фортепиано К.Н. Игумнова).
В своих творческих устремлениях перекликался с А.Г. Арутюняном, Э.М. Мирзояном, Л.М. Сарьяном. Один из членов «Армянской могучей кучки».
В 1950–1956 гг. преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. В 1956 г. был удостоен звания доцента.
Композитор обрёл огромную популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Р. Рождественским и певцом М. Магомаевым.
Многое сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце» и другие. Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром, Фортепианное трио, Соната для скрипки и фортепиано, фортепианная сюита «Шесть картин», в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу третьего Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1966) в качестве обязательного произведения во втором туре.
Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А.Г. Арутюняном («Армянская рапсодия», «Праздничная» — с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна.
Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на пленки, изданы на аудиодисках.
Армянский и советский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР (1971).
С раннего детства Арно проявил музыкальные способности. В 3 года начал играть на старой домашней фисгармонии. В 1926 г. его талант был замечен А.И. Хачатуряном.
В 1928 г. поступил в среднюю общеобразовательную школу им. Горького и одновременно был принят в группу одарённых детей при Ереванской консерватории. Уже в девять лет написал «Пионерский марш» (издан в 1932). В двенадцать лет получил свой первый приз на конкурсе молодых музыкантов, где исполнил Четвертую сонату Л. ван Бетховена и «Рондо капричиоззо» Ф. Мендельсона. После окончания музыкальной школы при Ереванской консерватории в 1935 году поступил в консерваторию на факультеты фортепиано и композиции (класс С.В. Бархударяна и В.Г. Тальяна).
В 1938 г. переехал в Москву и поступил сразу на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Е.Ф. Гнесиной и классу композиции у В.Я. Шебалина. После окончания училища поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского (класс специального фортепиано Б.М. Берлина).
С 1942 г. учился в Ереванской консерватории по фортепианному классу у К.Н. Игумнова и по композиции у В.Г. Тальяна, пройдя полный курс Ереванской консерватории без сдачи гос. экзаменов, переехал в Москву, был восстановлен в Московской Консерватории на предпоследний курс фортепианного факультета.
С 1943 г. — член Союза композиторов СССР.
В 1946 г. вместе в группой молодых композиторов был направлен в Москву на усовершенствование. В 1946–1948 гг. совершенствовался Доме культуры Армянской ССР в Москве. В 1947 г. экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна), а в 1948 г. — Московскую консерваторию (класс фортепиано К.Н. Игумнова).
В своих творческих устремлениях перекликался с А.Г. Арутюняном, Э.М. Мирзояном, Л.М. Сарьяном. Один из членов «Армянской могучей кучки».
В 1950–1956 гг. преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. В 1956 г. был удостоен звания доцента.
Композитор обрёл огромную популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Р. Рождественским и певцом М. Магомаевым.
Многое сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце» и другие. Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром, Фортепианное трио, Соната для скрипки и фортепиано, фортепианная сюита «Шесть картин», в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу третьего Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1966) в качестве обязательного произведения во втором туре.
Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А.Г. Арутюняном («Армянская рапсодия», «Праздничная» — с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна.
Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на пленки, изданы на аудиодисках.