Персоны
Нижинский Вацлав Фомич
(1889 - 1950)
Артист балета и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева.
Сын польских танцовщиков Э. Береды и Ф. Нижинского, брат Б.Ф. Нижинской. В 1907 окончил С.- Петербургское театральное училище, в том же году принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актёра сразу вывел на положение премьера.
С 1913 — в эмиграции: ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева».
В Париже танцевал репертуар, опробованный на сцене Мариинского театра, («Павильон Армиды», 1907; «Сильфиды», 1907; «Клеопатра», 1909 (переработанный из «Египетских ночей» (1908)); «Жизель», 1910; «Лебединое озеро», 1911), а также дивертисмент «Пир» на музыку русских композиторов, 1909; и партии в новых балетах Фокина, «Карнавал» на музыку Р. Шумана, 1910; «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова, 1910; «Ориенталии» в номерах на музыку Э. Грига и К.А. Синдинга в оркестровке И.Ф. Стравинского, 1910; «Видение розы» К.М. Вебера, 1911, в котором поразил парижскую публику фантастическим прыжком в окно; «Петрушка» И.Ф. Стравинского, 1911; «Синий бог» Р. Ана, 1912; «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, 1912.
Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет — «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912). Как и Дягилев, Нижинский был увлечен ритмопластикой и эуритмикой Далькроза, в эстетике которой он поставил в 1913 свой следующий и наиболее значительный балет, «Весна священная». «Весна священная», написанная Стравинским со свободным использованием диссонанса, хоть и с опорой на тональность, и хореографически построенная на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Балет был не сразу принят, и его премьера закончилась скандалом, как и «Послеполуденный отдых фавна». В том же году осуществил бессюжетный балет «Игры» К. Дебюсси.
1913 г. - уход от Дягилева. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из семнадцати человек (в неё вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас».
Первая мировая война 1914 г. застала Нижинского с женой в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916. Нижинский мучительно переживал и свой арест, и вынужденное творческое бездействие. Между тем Дягилев возобновил контракт с артистом для гастролей «Русского балета» в Северной и Южной Америке. 12 апреля 1916 он станцевал свои коронные партии в «Петрушке» и «Видении розы» на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». В том же году 23 октября в нью-йоркском театре «Манхэттен Опера» была показана премьера последнего балета Нижинского — «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса, в котором он исполнил главную партию. Спектакль, создававшийся в лихорадочной спешке, несмотря на ряд интересных находок, провалился.
26 сентября 1917 года Нижинский последний раз вышел на сцену в балете «Видение розы» и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 написал книгу «Дневник Нижинского» (издана в Париже в 1953).
В 1917 г. психическое заболевание заставило артиста покинуть сцену.
Роды занятий:
Постоянная ссылка на данное описание: