Персоны
Поленов Василий Дмитриевич
(1844—1927)
Живописец, пейзажист, театральный художник.
В 1863 г. поступил в Императорскую Академию художеств, чуть позже начал посещать лекции на юридическом факультете в университете.
Завершив оба курса с отличием в 1872 г. Поленов был награждён заграничной поездкой за счёт академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, Париже. В последующие годы много путешествовал по Ближнему Востоку, Греции, Италии. По следам путешествий писал исторические и жанровые картины, портреты. Но более всего его интересовал пейзажный жанр. В Париже он изучал работы французских пейзажистов, прежде всего, представителей барбизонской школы. В 1877 г. создал серию этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат. В дальнейшем именно пейзаж принёс художнику наибольшую известность. В лучших своих работах он сумел передать поэтическое очарование русской природы, мастерски соединяя непосредственность пленэрного восприятия с целостным и в то же время интимным мироощущением. Человек в его пейзажах — часть огромного, но гармоничного мира, наполненного поэтикой повседневности («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», «Лето», оба 1879; «Заросший пруд», 1880; «Золотая осень», 1893).
С 1879 г. Поленов становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Помимо выставочной, в начале 1880-х много внимания уделял педагогической деятельности. В 1882—1894 гг. вёл пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Среди его учеников были И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Я. Головин и многие другие, впоследствии известные мастера-живописцы.
С середины 1880-х важное место в его творчестве занимают сюжеты из евангельской истории, дающие возможность обращения к историко-религиозным темам и нравственным вопросам современности («Христос и грешница»,1886—1887), «На Тивериадском озере» (1888), «Среди учителей» (1896). В 1893 г. он был избран действительным членом Императорской Академии художеств.
Менее известна, но существенна новаторская деятельность Поленова по реформированию театрально-декорационной живописи, начало которой было положено на домашней сцене Абрамцевского художественного кружка. Оформляя спектакли («Два мира» А.Н. Майкова, 1879; «Камоэнс» В.А. Жуковского, 1882; «Алая роза» С.И. Мамонтова, 1883 и др.), он пользовался в декорационном оформлении приёмами станковой живописи, но подчиняя их сценическим законам. Его участие на сцене и в качестве актёра, режиссёра и композитора, позволяло достичь стилистического единства спектакля. Позже он примет активное участие в создании спектаклей Русской частной оперы С.И. Мамонтова (1885—1900). Его эскизы декораций и костюмов к оперному спектаклю «Орфей и Эвридика» К. Глюка (1897) стали своеобразным протестов против штампов, искусственности и украшательства, бытовавшими на сценах столичных театров. С одной стороны, погружение героев в естественную для них обстановку, с другой — поиск «единой картины» в театре, складывающейся из содружества литературы, музыки и изобразительного искусства, — этот заложенный Поленовым принцип сценического оформления получит дальнейшее развитие в творчестве его ученика К.А. Коровина. Фактически с этого момента и начинается движение русского театрально-декорационного искусства к своему блестящему расцвету в начале XX века.
В предреволюционное десятилетие и после Октябрьской революции 1917 г. (как и прежде в Абрамцевском кружке) Поленов много сил отдавал делу распространения искусства среди народа. С его именем связана работа по созданию Секции содействия народным театрам и создание Дома Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров имени академика В.Д. Поленова. «Цель этого кружка или секции, — писал Поленов,— распространение искусства среди народа, а главное средство — это сцена… Искусство (а в театре все искусства объединяются) <…> это великое культурное дело. Ничто так не смягчает нравы, как оно, ничто так не отвлекает людей <…> как причастие к искусству».
Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций.
Работы Поленова хранятся в ГТГ, ГРМ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Государственном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д. Поленова, Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике Абрамцево, музеях российских городов и в частных коллекциях.
Роды занятий:
Постоянная ссылка на данное описание: