Персоны
Мордвинов Борис Аркадьевич
(настоящая фамилия Шефтель; 24 ноября (6 декабря) 1899, Москва — 9 декабря 1953, там же)
Театральный режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1935). Лауреат Сталинской премии второй степени (1947).
В 1919 поступил во 2-ю Студию МХТ. Вл. И.Немирович-Данченко заметил его режиссёрское дарование и привлек к постановочной работе в Музыкальной студии Московского Художественного театра (ныне - Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В течение 1927—1936 гг. Мордвинов работал в качестве режиссёра-постановщика, причем с 1930 года занял пост заведующего художественной частью и главного режиссёра. Он ставил и драматические постановки, и музыкальные, все более отдавая предпочтение музыкальному театру.
В это же время, с 1927 года, он начинает педагогическую работу, ведет курс оперного отделения в ЦЕТЕТИСе (ГИТИС).
В 1933 году в штат театра был временно включен балетный коллектив «Московский Художественный балет» под руководством балерины Большого театра В. В. Кригер (позже, с 1939 балетная труппа постоянно вошла в состав Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко). С этой балетной труппой Мордвинов тоже осуществил ряд балетных спектаклей.
В эти же годы Б. А. Мордвинов активно осваивает режиссуру опер на радио; на Всесоюзном радио в его постановке были записаны несколько опер.
В 1936—1940 гг. - главный режиссёр Большого театра. Поставил оперы и балеты: 1936 — балет «Спящая красавица», совместно с А. М. Мессерером, 1937 — «Поднятая целина» И. И. Дзержинского, первая постановка, 1939 — «Иван Сусанин», впервые на советской сцене, под названием не «Жизнь за царя», и в новой редакции С. М. Городецкого.
К этому времени Мордвинов уже был преподавателем Московской консерватории (с 1935 года), руководителем кафедры сценического мастерства (с 1939 профессор).
15 мая 1940 года Мордвинов был арестован органами НКВД и спустя почти год, 12 апреля 1941 года был приговорён Особым совещанием к трём годам исправительно-трудовых работ по обвинению в шпионской связи с женой военачальника Г. И. Кулика (согласно справке НКВД, в ходе следствия «в наличии преступного характера встреч с Кулик К. И. виновным себя не признал, но не отрицал самого факта этих встреч и их конспиративный характер»).
На отбывание срока Б. А. Мордвинов был отправлен в Воркуту для трудовой повинности на общих работах.
В 1943—1946 гг. – художественный руководитель Воркутинского ГУЛаговского театра. Начинался театр с идеи Б. А. Мордвинова. Среди заключенных Мордвинов нашел немало профессионалов — музыкантов, актеров, певцов, был даже дирижёр. Принять участие в создании театра захотели и вольнонаемные сотрудники, загорелся идеей и начальник Воркутстроя инженер-полковник Михаил Митрофанович Мальцев, лично взявшийся за осуществление профессионального музыкально-драматического театра. Наконец, 8 августа 1943 года появился приказ о создании театра.
Воркутинский театр открылся 1 октября 1943 опереттой «Сильва» Имре Кальмана. Эта постановка впоследствии выдержала 100 представлений и навсегда оставила память в истории театра. Мордвинов поставил спектакли: «Марица» и «Принцесса цирка», «Хозяйка гостиницы» — Мордвинов сам играл кавалера Рипафратта, оперу «Севильский цирюльник», а ещё свой неосуществленный замысел в Большом театре — оперу Гуно «Фауст» в 1945 г.; им же была сделана инсценировка повести В. Катаева «Шел солдат с фронта».
В годы Великой Отечественной войны Воркутинский лагерный театр показывал 600 спектаклей и концертов в год, а труппа насчитывала около 150 человек.
Воркутинскому драматическому театру, выведенному из подчинения ГУЛаг в 1955 году, присвоено имя Бориса Аркадьевича Мордвинова в 2019 году.
В 1946—47 гг. проработал один сезон в Саратовском академическом театре оперы и балета режиссером. Постановки: «Золотой петушок»; «Боккаччо» Зуппе, «Тихий Дон» Дзержинского. Постановка «Золотого петушка» была отмечена Сталинской премией.
В 1947—1953 гг. – главный режиссёр Белорусского театра оперы и балета. Среди поставленных спектаклей: «Алеся» Тикоцкого, «Кастусь Калиновский» Лукаса (обе в 1947), «Пиковая дама», «Риголетто» (обе в 1948), «Князь Игорь», «Проданная невеста» (обе в 1949), «Иван Сусанин» (1950), «Тихий Дон» (1951), балеты «Князь-озеро» В. А. Золотарёва, «Красный цветок» Глиэра.
По смерти Сталина встал вопрос о возможности возвращения на работу в Москву, до того времени на все заявления и просьбы режиссёра о возвращении накладывалась резолюция в отказе. Но теперь все изменилось, к тому же имела значение и Сталинская премия за постановку в Саратове. В декабре 1953 года Б. А. Мордвинов был вызван в Москву для переговоров. 8 декабря 1953 он прибыл домой, в свою семью. Через несколько часов, в ночь после приезда в своей квартире он умер от инфаркта, во сне.
Борис Аркадьевич Мордвинов вёл педагогическую работу, являлся автором разработки программы воспитания оперного актёра.
В 1927—35 гг. – педагог оперного отделения в ЦЕТЕТИСе (ГИТИС);
В 1935—40 гг. – руководитель кафедры сценического мастерства Московской консерватории (с 1939 профессор);
В 1946—47 гг. – зав. кафедрой сценического мастерства в Саратовской консерватории;
В 1947—52 гг. – преподаватель Белорусского театрального института и Минской консерватории.
Среди учеников: В. А. Канделаки, С. М. Големба, П. С. Златогоров, А. Е. Кузнецова, П. И. Селиванов.
Постоянная ссылка на данное описание: