Персоны
Лансере Евгений Евгеньевич
(1875 - 1946)
Художник. Академик Императорской Академии художеств. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
Родился в Павловске. Среднее образование получил во 2-й Петербургской гимназии. Стал заниматься систематически в Школе Общества поощрения художеств. 1896-1900гг. провел в Париже, где работал в частных Академиях Жюльена и Коларосси. Своими учителями считал Альберта Николавича и Александра Николаевича Бенуа, Ционглинсоко, Липхарта. А.Л.Обера. Годы парижского учения прошли в содружестве с Бенуа, Сомовым, Остроумовой, Бакстом, Обером, Кругликовой.
В 1906г. принял участие не только в оформлении сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта", но работал в них и как член редакции, а также числился издателем "Адской почты". Одновременно занимался живописью. В 1907г. было написано панно для Большой Московской гостиницы (эскиз - в ГРМ), затем - панно для "Кафэ де Франс" в Петербурге, оформленное по проекту архитектора Таманян.
В 1912г. получил звание академика живописи, а в 1915г.- действительный член Академии художеств.
В 1912 г. были написаны картины для кессонов потолка в зале дома Тарасовых на Спиридоновке, построенного архитектором Жолтовским.
В 1914г. получил заказ на оформление большого плафона для Казанского вокзала в Москве,плафон не был осуществлен. В 1915г. расписал плафон и тимпан одной из зал Академии художеств в Петрограде, оформленной по проекту архитектора Щусева.
В 1917г. написаны плафон и фриз по заказу архитектора Таманян для зала заседаний Московско-Казанской железной дороги. Из-за революционных событий живопись не была поставлена на места. Многие из заказанных в этот период иллюстраций вырастали в самостоятельные картины: "Выход Императрицы Елизаветы в Царском Селе" в двух вариантах - один в Третьяковской галерее, другой был в собрании Гиршмана; Воцарение Императрицы Елизаветы" тоже в двух вариантах, один из которых - в Одессе. В 1912г. фирма Голикс и Вимборг заказала иллюстрацию к "Хаджи Мурату" Л.Толстого. Лансерев этом же году совершил поездку на Кавказ. Над иллюстрациями к книге работал почти 4 года, книга вышла только в 1916г. Эта работа способствовала тому, что в 1914-1915гг. Е.Е.Лансере отправился в качестве художника на Кавказский фронт и привез из этой поездки множество этюдов. Работа над книгой была причиной того, что в конце 1917 г. Е.Е.Лансере переехал сначала в Дагестан, а потом в Тифлис.
К Петербургскому периоду относятся еще некоторые работы для театров: были выполнены эскизы для балета Сильвии, были начаты для "Мейстерзингеров", для "Коварства и любви", не были осуществлены. Также не были осуществлены уже вполне разработанные костюмы и декорации для "Старинного театра", для пьесы Евреинова. А для спектакля "Овечий источник" Лопе де Вега были осуществлены.
С 1912 по 1915гг. Е.Е.Лансере состоял заведующим художественной частью Фарфорового завода и Гранильной фабрики. К работе на заводе им были привлечены художники Чехонин, Кузнецов, Данько и др. К Петербургскому периоду относятся архитектурно-декоративные работы: в 1902г. совместно с Бенуа им исполнены проекты столовой для художественно-декоративного предприятия, которым руководил И.Э.Грабарь.
С 1918 по 1934г. жил на Кавказе. Состоял профессором Тбилисской Академии художеств. В 1922г. ездил по вызову полпреда РСФСР в Ангру, а в 1927г. по командировке Наркомпроса Грузии - в Париж.
В 1933г. получил звание заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. В 1933г. росписал плафон ресторана Казанского вокзала в москве.
С 1934г. - профессор в Академии архитектуры.
Роды занятий:
Постоянная ссылка на данное описание: