Санкт-Петербургский Большой театр кукол

Санкт-Петербургский Большой театр кукол
Персоны:  
Большой театр кукол в Санкт-Петербурге — старейший театр кукол в России. История театра началась 16 мая 1931 года постановкой пьесы «Инкубатор» при Доме коммунистического воспитания детей Смольнинского района на проспекте Володарского (ныне Литейный, 49). Театр организовали пятеро друзей, влюбленных в кукольное искусство: три актера – Нина Комина, Абрам Гак, Анна Гумилёва, художник Владимир Комин и музыкант Михаил Аптекарь. В 1932 году новый театр возглавил Савелий Наумович Шапиро. Выпускник Школы русской драмы, ученик Всеволода Мейерхольда, театральный рецензент и режиссер, Шапиро начал процесс «профессионализации» молодого театра кукол. В репертуар вошли инсценировки русской и зарубежной классики, постановки на современные сюжеты. Среди наиболее значительных работ: «Каштанка» Антона Чехова (1935, 1945), «Бевронский луг» Ромена Роллана (1937), «Аладдин и волшебная лампа» Нины Гернет (1940), «Аленький цветочек» Сергея Аксакова (1945). Театр рос и набирал силу, объединял вокруг себя людей. Летом 1935 года прошли первые большие гастроли по городам Волги. В 1940 году театр переехал в здание на улице Некрасова, 10 и стал называться «Вторым Ленинградским государственным театром кукол». К этому времени в нем работали 11 актеров-кукловодов и шесть артистов оркестра. Военные годы стали тяжелым испытанием для всех. Из блокадного Ленинграда театр отправился в Сибирь, сумев вывезти через Ладогу своих кукол и оставшихся в живых актеров. Труппа выступала с представлениями для детей, сатирическими спектаклями для взрослых. Играли в ангарах, на кораблях, в госпиталях и на заводах. Дважды побывали в оккупированном Ленинграде. Вернувшись в Ленинград, театр возобновил свою работу на Некрасова, 10. Первый послевоенный сезон открылся спектаклем «Аленький цветочек». Под руководством Савелия Шапиро молодой театр кукол вырос в профессиональный коллектив с сильной труппой, четкой эстетической программой, разнообразным репертуаром. Эпоха Шапиро закончилась с его смертью в 1948 году. Последней работой режиссера стал поэтический спектакль «Сказание о Лебединце-городе». В 1949 — 1958-е годы главным режиссером театра был Михаил Михайлович Королёв. Им был поставлен первый спектакль для взрослых зрителей – «1002-ая ночь» Нины Гернет. При Королёве «взрослый» репертуар БТК регулярно пополнялся. Впервые в России и на кукольной сцене была инсценирована проза И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок» (1957), обе постановки получили ряд отечественных и международных наград. Спектакль «Прелестная Галатея» по пьесе Белы Гадора и Силарда Дарваша (1958) выдержал более тысячи представлений. В 1959 году по инициативе Михаила Королёва при Ленинградском Государственном институте Театра, Музыки и Кинематографии (сегодня РГИСИ) была создана кафедра театра кукол, которая дала начало профессиональному образованию кукольников в России. Королёв возглавлял кафедру в течение 30 лет, и после ухода из Большого театра кукол в 1963 году полностью сосредоточился на учебном процессе. В 1964 году в театр пришел работать Виктор Борисович Сударушкин, ставший самым молодым художественным руководителем в Союзе – ему было 28 лет. С его именем связаны крупные достижения БТК 1960–80-х годов. Некоторые спектакли, поставленные Сударушкиным, сохранились в репертуаре театра по сей день. Режиссер драмы по образованию, он вывел искусство театра кукол на новый уровень, собрал в театре команду ярких художников и актеров. В годы его руководства БТК показал свои спектакли в 18 странах мира и городах бывшего Союза, завоевал высокие награды на российских и международных фестивалях театров кукол. Наиболее значительными работами В. Сударушкина в театре стали детские спектакли «Слонёнок» (1964, 1974) Р. Киплинга, «Неизвестный с хвостом» С. Прокофьевой (1967), «Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара (1967), «Сказка про Емелю» Б. и В. Сударушкиных (1971); спектакли для взрослых «Несусветная комедия» Плавта (1968), Музыкальное ревю «Варьете» У Лукоморья» (1984), «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека (1973), «Любовь, любовь…» по «Декамерону» Боккаччо (1977), «Клоп» В. Маяковского (1979), «До третьих петухов» В. Шукшина (первая постановка в России, 1976), «Иностранец в Риме». После кончины Виктора Сударушкина в 1986 году театр возглавляли актер и драматург Владимир Анатольевич Маслов, народный артист России, Лауреат Гос. премии Александр Аркадьевич Белинский, режиссер Владислав Семенович Богач. На афишах театра — имена Зощенко, Дюрренматта, Гоголя, Ружевича, Биссета, Шергина. Александр Белинский был единственным режиссером после Сударушкина, который создавал репертуар для взрослых. В 1993 году главным режиссером театра становится Алла Александровна Полухина. Ученица Г.А. Товстоногова, Полухина возглавляла театр до 2004 года, сосредоточившись в основном на детской классике. Главным режиссером театра в 2006 году стал Руслан Равилевич Кудашов. Создатель и руководитель театра «Потудань», лауреат высшей Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» и национальной премии «Золотая маска», Кудашов начал с того, что вернул в БТК репертуар для взрослых. За несколько лет театр побывал на гастролях в разных странах, а его постановки были отмечены множеством наград. В том же году при БТК появилась «Мастерская Р.Р. Кудашова» – курс артистов театра кукол, набранный совместно с Санкт-Петербургской Государственной академией театрального искусства (РГИСИ). Спектакли курса значительно обогатили и обновили взрослый и детский репертуар театра, многие выпускники продолжили работу в БТК. В 2014 году на базе Большого театра кукол впервые прошел международный фестиваль «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол». На должность его арт-директора была приглашена Анна Иванова-Брашинская – театровед, продюсер, режиссер и педагог. Каждый год у фестиваля новая тема: первый выпуск был посвящен зарубежным звездам, практически неизвестным в России. Второй – «Russian Case» был полностью отдан российским кукольникам. Затем были «Freak Case», «Цирк», «микроМакро», «Игра в классиков»… Спектакли в спичечном коробке и масштабные конструкции, спектакли из камней, бумаги, веревок, деревянных кубиков, спектакли в воображении – БТК-фест открывает перед зрителем безграничные возможности театра кукол, знакомит с общемировыми тенденциями, заставляет смотреть поверх стереотипов. Особое внимание на БТК-фесте уделяется межжанровым постановкам, соединяющим элементы мультимедиа, хореографии, цирка, визуальных искусств, образующих язык экспериментального театра XXI века. В 2016 году БТК совместно с Российским государственным институтом сценических искусств (РГИСИ) набрал курс режиссеров театра кукол. Руководителем курса стал Руслан Кудашов. Студенты обучаются при театре, имеют возможность наблюдать за организацией театрального процесса, участвовать в проектах театра, пробовать себя и свои работы на сцене. Спектакли курса входят в репертуар БТК. В 2017 году вместе с издательским домом «Самокат» БТК провел первую лабораторию для молодых режиссеров под руководством Руслана Кудашова – «БТК-ЛАБ». Более 50 присланных заявок, повышенное внимание публики и критики, успешный результат (сразу два эскиза были взяты в работу и вошли в репертуар БТК) доказали необходимость подобного проекта. Лаборатория стала ежегодной и расширила свои границы: подключились новые издательства, были открыты новые авторы и новые режиссерские имена. БТК-ЛАБ – это настоящее экспериментальное поле по обновлению репертуара театра кукол. Сегодня Большой театр кукол – это четыре оснащенные сценические площадки, два фестиваля, постоянные премьеры, гастроли, лаборатории, дискуссии. В репертуаре театра сочетаются работы молодых режиссеров и заслуженных мастеров, классика и современная литература, ветхозаветная трилогия и творчество культовых рок-музыкантов, поэтические, пластические, музыкальные, кукольные, синтетические спектакли для любой возрастной аудитории. БТК – театр для всей семьи, который создают неравнодушные люди, открытые к творческому поиску и диалогу. С 2014 года театр, ставший одним из мировых лидеров в своей области, проводит ежегодный кукольный фестиваль «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол», собирающий на своих площадках лучшие спектакли театров кукол и визуального театра со всего мира. С 2018 года театр проводит «БТК-ЛАБ: лабораторию для молодых режиссёров под руководством Руслана Кудашова по новой детской литературе», с 2019 – фестиваль «Маленький сложный человек», посвященный спектаклям для детей и подростков по новой литературе и драматургии. В течение всего года в театре проходят лекции и видеопоказы, творческие лаборатории и встречи со зрителями, экскурсии для детей и взрослых по закулисью театра.

Населенный пункт:  

Адрес:  

191014, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 10

Карта:  

Сайт: