Московский драматический театр на Малой Бронной

Персоны:  
В марте 2016 года отметил свой 70-й юбилей один из старейших театров столицы – Московский драматический театр на Малой Бронной. История образования Театра на Малой Бронной оказалась так лихо закрученной, что свой день рождения театр мог бы с полным правом отмечать два, а то и три раза. Приказ об организации театра был подписан в августе 1945 года, первый спектакль сыгран в марте 1946 года, а вот первый полноценный театральный сезон открылся уже осенью 1946 года. Тогда театр располагался на Спартаковской улице, недалеко от метро Бауманская, и носил название Московского драматического театра. Первым спектаклем, сыгранным 9 марта 1946 года, стал «Золотой обруч» по пьесе А. Мариенгофа, а возглавил театр режиссер Сергей Майоров. Новый театр взял быстрый темп: за одиннадцать лет здесь состоялось 45 премьер, многие из которых имели большой успех. Но первая по-настоящему громкая слава к театру пришла в 1958 году, когда должность главного режиссера занял Андрей Александрович Гончаров. Гениальный постановщик, человек неукротимого характера, Гончаров руководил театром 8 лет и выпустил 11 премьер, начав с громкой постановки пьесы Артура Миллера «Вид с моста», которую приезжал смотреть сам драматург. Скоро скромное помещение на Спартаковской стало тесным, и в 1962 году театр переехал на Малую Бронную, в бывшее здание Государственного еврейского театра, на сцене которого когда-то играл легендарный Соломон Михоэлс. Кажется, великий актер благословил новых обитателей дома 4, потому что вскоре после переезда в Театре на Малой Бронной началась золотая эпоха. Уже здесь, на Бронной, Андрей Гончаров выпустил замечательный спектакль «Визит дамы», в котором блистали Лидия Сухаревская и Борис Тенин. То был последний подарок режиссера театру: в 1966 году Гончаров переходит в Театр им Вл. Маяковского. В 1967 году в Театр на Малой Бронной одним из штатных режиссеров приходит работать Анатолий Эфрос. Он приводит с собой из «Ленкома» двенадцать актеров-единомышленников, среди которых Лев Дуров, Геннадий Сайфулин, Ольга Яковлева, Леонид Броневой и другие. Некоторые из них уйдут из театра, некоторые останутся навсегда. С приходом Эфроса Театр на Малой Бронной обретает иное звучание. Первая же постановка режиссера – чеховские «Три сестры» – вызывает и восторги, и бурные споры. Вся Москва торопится посмотреть спектакль, который пройдет всего несколько раз – его закроют, как чересчур радикальную трактовку чеховской пьесы. Но Эфроса это не остановит. Один за одним он выпускает спектакли, которые навсегда войдут в историю русского театра: кружевная «Женитьба» Гоголя, тончайший «Месяц в деревне» Тургенева, философский «Дон Жуан» Мольера, где главную роль в очередь играли Михаил Козаков и Николай Волков, а Сганареля – Лев Дуров и Леонид Каневский, а следом и «Продолжение Дон Жуана» Радзинского, но уже на Малой сцене и с Дон Жуаном – Андреем Мироновым, а еще «Отелло» с Волковым в главной роли и Дуровым – Яго, «Ромео и Джульетта», «Брат Алеша», «Наполеон Первый» с Михаилом Ульяновым и Валентином Гафтом… Эфрос приносит театру мировую славу, его спектакли с триумфом принимают в Европе. То был уникальный расцвет творчества свободного художника, творившего по своему усмотрению, но существовал этот удивительный для советского времени феномен во многом благодаря Александру Дунаеву. Он занял должность главного режиссера в 1968 году и за все время работы в театре, как говорится, «прикрывал» Эфроса, выпуская необходимые для режима тех лет спектакли по производственным пьесам, выполняя заказ власти, тем самым позволяя Эфросу свободно выбирать материал для своих постановок. Проработав вместе 17 лет, они и ушли из театра тоже одновременно, в 1984 году, Эфрос – в Театр на Таганке, Дунаев – в театр «Эрмитаж». Середина 80-х, начало перестройки, затем сложные 90-е… Настала эпоха стремительных перемен – не только для страны, но и для театра. Главные режиссеры сменяли друг друга, каждый привносил в историю театра свой стиль, свое направление. Лирический Сергей Женовач, творивший в театре с 1991 по 1998 год, выпустил «Ночь перед Рождеством», «Короля Лира», масштабную постановку по роману Ф. Достоевского«Идиот», которую играли в три вечера… Скандальный Андрей Житинкин с эпатажными спектаклями «Нижинский, сумасшедший божий клоун», «Портрет Дориана Грея», «Калигула» и другими… В 2003 году театр несколько лет возглавлял народный артист СССР Лев Дуров, с 1980-х годов выпускавший спектакли как режиссер. В 2007 году художественным руководителем театра стал Сергей Голомазов, почти ровно через полвека после того, как его учитель, Андрей Гончаров, впервые начал работать в Театре на Малой Бронной, тогда еще – просто Московском драматическом. Сергей Голомазов, долгое время преподававший в ГИТИСе, сделал ставку на альянс опытных актеров и молодого поколения. Студенты его мастерской, а затем и выпускники ГИТИСА, вышли на сцену вместе с легендарными мастерами сцены, в театре снова забурлила молодая кровь. Мастер тонких психологических работ, Сергей Голомазов, тем не менее, выбрал для своего первого спектакля на сцене Бронной пьесу Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена» – яркую, красочную комедию в венецианском стиле. Голомазов обращается и к зарубежным, и к российским авторам: в одном сезоне со стоппардовской «Аркадией» выходит зоринская «Варшавская мелодия» с Даниилом Страховым и Юлией Пересильд. Не забывают и про корифеев театра: спектакль «Ретро» по пьесе Александра Галина и «Деревья умирают стоя» Алехандро Кассона в исполнении старейших актеров Бронной по-настоящему берут за душу. Театр по-новому переосмысливает классику, довольно смело и для кого-то, возможно, чересчур радикально: режиссер и хореограф Егор Дружинин выпустил спектакль «Яма» по повести Александра Куприна, и этот первый опыт пластической постановки для театра за всю историю его существования оказался весьма успешным. Открыта и Малая сцена, а значит, репертуар становится еще обширнее и интереснее… Одним словом, в 70 лет жизнь только начинается!

Населенный пункт:  

Адрес:  

103104, г. Москва, ул. Малая Бронная, д. 4, стр. 2

Карта: