Донецкая государственная академическая филармония
Донецкая филармония была основана в городе Сталино (ныне Донецк) в 1931 году, став значимым концертным учреждением на Донбассе. Точная дата её создания не задокументирована из-за утраты архивов в период Великой Отечественной войны. Первое упоминание о филармонии содержится в газете «Диктатура труда» (позднее «Социалистический Донбасс») от 17 января 1931 года, где сообщалось о формировании областной филармонии, включавшей лекторийную, эстрадную группы, а также ансамбль песни и танца. С этого момента филармония ведёт свою историю.
В 1933 году на базе оркестра областного радиокомитета был создан симфонический оркестр. Вдохновителем и основателем этого творческого коллектива стал Натан Рахлин. Он же первым стал за дирижёрский пульт. В разные годы с оркестром работали такие дирижеры, как Константин Симеонов, Стефан Турчак, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов и Валерий Гергиев. С концертными программами приезжали дирижёры и композиторы: Исаак Дунаевский, Константин Данькевич, Дмитрий Кабалевский, Николай Раков, Тихон Хренников, Борис Лятошинский, Арам Хачатурян, Родион Щедрин, Хосе Родригес Фауре и многие другие.
В августе 1940 года состоялось первое публичное выступление Мстислава Ростроповича в Славянске. Он исполнил концерт Сен-Санса для виолончели с оркестром в сопровождении симфонического оркестра Донецкой филармонии под управлением главного дирижёра Г.Р. Ступпеля.
Концертная деятельность Донецкой филармонии была прервана Великой Отечественной войной. Многие артисты ушли на фронт: кто с оружием в руках, а кто в составе фронтовых концертных бригад. Донецкие солисты и музыканты продолжали дарить людям красивую музыку, хорошие песни, что вдохновляли на Победу. Так, за мужество, проявленное во время гастролей на передовых позициях, Орденами Красной Звезды были награждены артистки Донецкой (Сталинской) областной государственной филармонии.
В здании филармонии размещался штаб 383-й Шахтерской стрелковой дивизии. Во время оккупации здесь подпольщики печатали антифашистские листовки. Но даже в этот период концертмейстер симфонического оркестра Генрих Эдельштейн организовал и возглавил концертную бригаду, которая выступала перед военнослужащими на фронте. Современный фасад здания филармонии отмечен мемориальными досками, посвящёнными этим историческим событиям.
В 1944 году концертные и лекторийные бригады филармонии функционировали на базе кинотеатра имени Шевченко, поскольку здание филармонии получило значительные повреждения в результате бомбардировок и несколько лет оставалось полуразрушенным.
В 1948 году на заседании Центрально-Городского райкома партии г. Сталино (ныне Донецк) было принято решение о его восстановлении, которое было завершено за полтора месяца.
Восстановленный концертный зал областной филармонии возобновил работу в 1949 году с возвращением симфонического оркестра. В этот период оркестр возглавил дирижёр Соломон Фельдман.
В 1959 году Донецкой филармонии был передан орган фирмы «E. F. Walcker».
Здание Донецкой филармонии располагает тремя концертными залами. В 1981 году Большому концертному залу филармонии было присвоено имя композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, уроженца Донбасса. Данный факт отмечен мемориальным барельефом на фасаде. Позднее у филармонии появился малый зал, который после реконструкции получил название «Рубиновый». В 2019 году был открыт ещё один малый зал — «Аметистовый».
Уже в конце сороковых годов, когда полностью был восстановлен состав симфонического оркестра филармонии, и в него, помимо вернувшихся с фронта музыкантов, вошли выпускники Донецкого музыкального училища, филармония быстро заняла лидирующие позиции в концертной деятельности Советского Союза.
На сцене концертного зала филармонии выступали выдающиеся музыканты современности: пианисты Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Михаил Воскресенский, Лев Оборин, Лев Власенко, Дэниэл Поллак, Рудольф Керер; скрипачи Давид Ойстрах, Леонид Коган; виолончелисты Даниил Шафран, Мария Чайковская; вокалисты Анатолий Соловьяненко, Юрий Гуляев, Юрий Богатиков, Давид Тухманов, Дмитрий Хворостовский, Светлана Безродная; известные хоровые и камерные коллективы, исполнители эстрадных и авторских песен Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, София Ротару и многие другие. В разные годы солистами Донецкой филармонии были Валерий Ободзинский и Тамара Миансарова.
Солисты и коллективы Донецкой филармонии активно гастролировали по городам бескрайнего СССР, выезжали на зарубежные гастроли в Германию, Польшу, Нидерланды, Францию, Италию, Японию.
Донецкая филармония по праву гордится своим концертным залом. К юбилейному концертному сезону реконструирована его сцена, усовершенствован дизайн. В 1991 году концертному залу присвоено имя выдающегося композитора, уроженца Донбасса Сергея Сергеевича Прокофьева.
Летом 2014 года, в пору активных военных действий в Донбассе, Донецкая филармония не прекратила свою работу, и была единственным работающим культурным учреждением в городе.
В сентябре 2015 года Указом Главы Донецкой Народной Республики филармонии был присвоен статус академической. В ноябре того же года генеральным директором филармонии был назначен Александр Парецкий.
Донецкая филармония является организатором ряда традиционных фестивалей, включая «Донецкие самоцветы» (с 1977 года), «Прокофьевская весна» (с 1981 года), «Хрустальные струны» (с 1981 года), «Пиано-форум» (с 2001 года), «Апрельский Благовест» (с 2002 года), «Джаз-форум» (с 2010 года), а также фестивали духовной, камерной, органной музыки и другие.
В филармонии работают творческие группы с собственной концепцией — «Септет-джаз», струнный ансамбль «Ричеркар», ансамбль старинной музыки «Барокко», «Дива-Квартет». В состав творческого актива филармонии вошёл новый коллектив Big «Drive» Jazz Band Donetsk на базе духового оркестра под управлением Михаила Мартыненко.
Год за годом Донецкая филармония вносит вклад в укрепление и обогащение культурных традиций Донбасса.
В 1933 году на базе оркестра областного радиокомитета был создан симфонический оркестр. Вдохновителем и основателем этого творческого коллектива стал Натан Рахлин. Он же первым стал за дирижёрский пульт. В разные годы с оркестром работали такие дирижеры, как Константин Симеонов, Стефан Турчак, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов и Валерий Гергиев. С концертными программами приезжали дирижёры и композиторы: Исаак Дунаевский, Константин Данькевич, Дмитрий Кабалевский, Николай Раков, Тихон Хренников, Борис Лятошинский, Арам Хачатурян, Родион Щедрин, Хосе Родригес Фауре и многие другие.
В августе 1940 года состоялось первое публичное выступление Мстислава Ростроповича в Славянске. Он исполнил концерт Сен-Санса для виолончели с оркестром в сопровождении симфонического оркестра Донецкой филармонии под управлением главного дирижёра Г.Р. Ступпеля.
Концертная деятельность Донецкой филармонии была прервана Великой Отечественной войной. Многие артисты ушли на фронт: кто с оружием в руках, а кто в составе фронтовых концертных бригад. Донецкие солисты и музыканты продолжали дарить людям красивую музыку, хорошие песни, что вдохновляли на Победу. Так, за мужество, проявленное во время гастролей на передовых позициях, Орденами Красной Звезды были награждены артистки Донецкой (Сталинской) областной государственной филармонии.
В здании филармонии размещался штаб 383-й Шахтерской стрелковой дивизии. Во время оккупации здесь подпольщики печатали антифашистские листовки. Но даже в этот период концертмейстер симфонического оркестра Генрих Эдельштейн организовал и возглавил концертную бригаду, которая выступала перед военнослужащими на фронте. Современный фасад здания филармонии отмечен мемориальными досками, посвящёнными этим историческим событиям.
В 1944 году концертные и лекторийные бригады филармонии функционировали на базе кинотеатра имени Шевченко, поскольку здание филармонии получило значительные повреждения в результате бомбардировок и несколько лет оставалось полуразрушенным.
В 1948 году на заседании Центрально-Городского райкома партии г. Сталино (ныне Донецк) было принято решение о его восстановлении, которое было завершено за полтора месяца.
Восстановленный концертный зал областной филармонии возобновил работу в 1949 году с возвращением симфонического оркестра. В этот период оркестр возглавил дирижёр Соломон Фельдман.
В 1959 году Донецкой филармонии был передан орган фирмы «E. F. Walcker».
Здание Донецкой филармонии располагает тремя концертными залами. В 1981 году Большому концертному залу филармонии было присвоено имя композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, уроженца Донбасса. Данный факт отмечен мемориальным барельефом на фасаде. Позднее у филармонии появился малый зал, который после реконструкции получил название «Рубиновый». В 2019 году был открыт ещё один малый зал — «Аметистовый».
Уже в конце сороковых годов, когда полностью был восстановлен состав симфонического оркестра филармонии, и в него, помимо вернувшихся с фронта музыкантов, вошли выпускники Донецкого музыкального училища, филармония быстро заняла лидирующие позиции в концертной деятельности Советского Союза.
На сцене концертного зала филармонии выступали выдающиеся музыканты современности: пианисты Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Михаил Воскресенский, Лев Оборин, Лев Власенко, Дэниэл Поллак, Рудольф Керер; скрипачи Давид Ойстрах, Леонид Коган; виолончелисты Даниил Шафран, Мария Чайковская; вокалисты Анатолий Соловьяненко, Юрий Гуляев, Юрий Богатиков, Давид Тухманов, Дмитрий Хворостовский, Светлана Безродная; известные хоровые и камерные коллективы, исполнители эстрадных и авторских песен Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, София Ротару и многие другие. В разные годы солистами Донецкой филармонии были Валерий Ободзинский и Тамара Миансарова.
Солисты и коллективы Донецкой филармонии активно гастролировали по городам бескрайнего СССР, выезжали на зарубежные гастроли в Германию, Польшу, Нидерланды, Францию, Италию, Японию.
Донецкая филармония по праву гордится своим концертным залом. К юбилейному концертному сезону реконструирована его сцена, усовершенствован дизайн. В 1991 году концертному залу присвоено имя выдающегося композитора, уроженца Донбасса Сергея Сергеевича Прокофьева.
Летом 2014 года, в пору активных военных действий в Донбассе, Донецкая филармония не прекратила свою работу, и была единственным работающим культурным учреждением в городе.
В сентябре 2015 года Указом Главы Донецкой Народной Республики филармонии был присвоен статус академической. В ноябре того же года генеральным директором филармонии был назначен Александр Парецкий.
Донецкая филармония является организатором ряда традиционных фестивалей, включая «Донецкие самоцветы» (с 1977 года), «Прокофьевская весна» (с 1981 года), «Хрустальные струны» (с 1981 года), «Пиано-форум» (с 2001 года), «Апрельский Благовест» (с 2002 года), «Джаз-форум» (с 2010 года), а также фестивали духовной, камерной, органной музыки и другие.
В филармонии работают творческие группы с собственной концепцией — «Септет-джаз», струнный ансамбль «Ричеркар», ансамбль старинной музыки «Барокко», «Дива-Квартет». В состав творческого актива филармонии вошёл новый коллектив Big «Drive» Jazz Band Donetsk на базе духового оркестра под управлением Михаила Мартыненко.
Год за годом Донецкая филармония вносит вклад в укрепление и обогащение культурных традиций Донбасса.
Адрес
:
283015, Донецкая Народная республика, г. Донецк, г. Донецк, ул. Постышева, д. 117
Персоны