Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Лятошинский Борис Николаевич
(укр. Борис Миколайович Лятошинський; 1894–1968)
Украинский советский композитор, дирижёр и педагог, один из основоположников модернистского направления в украинской музыке. Народный артист Украинской ССР (1968). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1952).

В 1918 году окончил юридический факультет Киевского университета святого Владимира, в 1919 году — Киевскую консерваторию в классе композиции Р. М. Глиэра. С 1920 года — преподаватель Киевской консерватории, с 1935 года — профессор (в 1935—1938 и 1941—1944 годах — профессор МГК имени П. И. Чайковского). В 1944—1949 годах — заведующий кафедры теории музыки КГК имени П. И. Чайковского.

Был главой Ассоциации современной музыки, которая действовала в 1926—1929 годах, членом оргбюро Союза композиторов Украины (1932—1939), оргкомитета СК СССР (1939—1948). В 1939—1941 годах — глава, затем — член правления СК УССР. С началом Великой Отечественной войны был эвакуирован в Саратов, в котором уже находилась Московская консерватория, где он продолжил преподавательскую работу. Тогда же в Саратове была создана радиостанция «Тарас Шевченко», которая вела свои передачи для партизанского подполья Украины. В них постоянно участвовал Лятошинский вместе со своей женой Маргаритой Царевич. Композиторская работа Бориса Николаевича военных лет была очень плодотворной. За три года он написал «Украинский квинтет», Струнный квартет № 4, Сюиту на украинские народные темы для струнного квартета, Сюиту для квартета деревянных духовых инструментов, Трио № 2, Сюиту и Прелюдии для фортепиано, романсы на стихи Максима Рыльского и Владимира Сосюры, обработал более восьмидесяти украинских народных песен.

Летом 1944 года Лятошинский вернулся на Украину и сразу же включился в музыкальную жизнь Киева. С 1944 года и до самой смерти жил в доме писателей Ролит, где установлена мемориальная доска композитору. Лятошинского назначают художественным руководителем Украинской филармонии, он работает музыкальным консультантом в Радиокомитете, преподает в Киевской консерватории.

Среди учеников: Л. А. ГрабовскийГ. М. Калинкович, А. М. Канерштейн, И. Ф. Карабиц, Б. В. Левик, В. П. Осадчий, Е. Ф. Станкович, Г. П. Таранов, Я. А. Френкель, И. Н. Шамо.

Конец 1940—1950-е годы стали следующим плодотворным этапом в творческой деятельности Лятошинского. В этот период он написал ряд хоровых и оркестровых произведений, романсов, музыку к кинофильмам. Среди самых значительных творений можно назвать Симфонию № 3, симфоническую балладу «Гражина», «Поэму воссоединения», поэму «На берегах Вислы», концерт для фортепиано с оркестром. Весомым вкладом в украинское хоровое наследие послевоенных лет стали хоры Лятошинского на стихи Тараса Шевченко и Александра Пушкина.

Произведения
Оперы: «Золотой обруч» (1930, 2-я ред. 1970), «Щорс» (1938, 2-я ред. «Полководец» 1948); пять симфоний; три симфонические поэмы; пять струнных квартетов; «Украинский квартет»; «Украинский квинтет» (2-я ред. 1945); романсы; кантаты; цикл из четырёх смешанных хоров a cappella «Из прошлого», op. 69; музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.
Роды занятий