Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля
Казань – город с богатейшими культурными традициями. Театральная музыка звучала здесь с начала XIX века. А днем рождения казанской оперы является 26 августа 1874 года, когда в Городском театре впервые давали оперу М. Глинки «Жизнь за царя». Инициатором оперных постановок стал известный антрепренер П. М. Медведев.
До 1917 года казанская опера среди провинциальных театров оставалась одной из ведущих – как по количеству, так и по качеству спектаклей. За этот период на казанской сцене было поставлено 97 опер.
В 1934 году Советом Народных Комиссаров ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра. Возведение здания началось в 1936 году по проекту московского архитектора Н. Скворцова. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство затянулось на 20 лет. В дальнейшем казанский архитектор И. Гайнутдинов внес в проект некоторые коррективы.
В 1934 году при Московской государственной консерватории была создана Татарская оперная студия, целью которой была подготовка исполнительских и композиторских кадров для театра. Занятия вели видные профессора и педагоги Московской консерватории. Студия завершила работу в декабре 1938 года, тогда и началась подготовка к открытию театра.
Татарский оперный театр (с 1941 года – Театр оперы и балета) открылся в 1939 году оперой Н. Жиганова «Качкын» («Беглец»). С первых же дней театр стал центром музыкальной культуры республики, давшим мощный толчок формированию зрительских вкусов. Он стал и пропагандистом лучших сочинений русской и зарубежной классики, и лабораторией создания национальных оперы, балета и музыкальной комедии.
12 марта 1945 года театр показал первый татарский национальный балет Ф. Яруллина «Шурале» («Леший»). Постановка Л. Якобсона стала одним из самых значительных событий музыкальной жизни Татарии того периода. Впоследствии балет был поставлен в Большом и Мариинском театрах, а также на сценах других городов СССР и зарубежных стран.
Послевоенные годы ознаменовались подлинным расцветом деятельности театра. На его репертуаре выросла новая плеяда артистов оперы и балета: певцы А. Аббасов, И. Ишбуляков, К. Якубов, В. Жарков, Б. Аполлонов, В. Галкин, З. Хисматуллина, Н. Якушева, В. Шарипова, Г. Сайфуллина, Ф. Тимирова, Р. Билялова, О. Логинова, Л. Башкирова, Н. Зайцева; танцовщики Б. Ахтямов, А. Нарыков, С. Хайруллин, Р. Садыков, К. Гайнуллин, В. Бортяков, В. Яковлев, А. Гацулина, Н. Юлтыева, Г. Баширова, Г. Калашникова, К. Янбулатова, И. Хакимова, С. Хантимирова.
Большой вклад в становление и развитие театра внесли крупные музыканты и театральные деятели: композитор Н. Жиганов, дирижеры С. Бергольц, И. Шерман, К. Тихонов, И. Аухадеев, Х. Фазлуллин, Ф. Мансуров; режиссеры Ф. Каверин, И. Просторов, Н. Даутов, Е. Кушаков, В. Раку; балетмейстеры Г. Тагиров, Л. Жуков, Ф. Гаскаров, Л. Бордзиловская, Д. Арипова, Л. Исакова; художники П. Сперанский, А. Кноблок, Э. Нагаев.
28 сентября 1956 года оперным спектаклем «Алтынчеч» («Золотоволосая») Н. Жиганова на либретто М. Джалиля открылось нынешнее здание театра. В том же году Постановлением Президиума Верховного Совета СССР театру было присвоено имя поэта-героя Мусы Джалиля, в 1939–1941 годах работавшего в театре заведующим литературной частью.
Ярким периодом в жизни театра стали годы 1975–1986, когда главным режиссером был Н. К. Даутов. Яркий режиссер и певец, он был и большим педагогом, блестяще владел методикой воспитания оперного певца. Поставленные им спектакли по сей день остаются в памяти театралов. Особенно ценным было его обращение к национальному репертуару, он возобновлял ранее шедшие спектакли и ставил новые сочинения татарских композиторов.
В 1988 году театр получил статус академического.
В 1982 году был проведен первый оперный фестиваль, получивший имя великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, родившегося в Казани. Эта идея была продиктована необходимостью привлечения внимания зрителей. Концепция фестиваля – собственные постановки с приглашенными исполнителями главных партий – работает по сей день, позволяя удерживать интерес публики благодаря обновляемым звездным именам.
Фестиваль стал первым в России и приобрел огромную популярность, благодаря изначальной ориентированности на высочайший образец исполнительского искусства, каким был Ф. И. Шаляпин. Форум по-прежнему привлекает внимание крупнейших деятелей музыкального театрального искусства всего мира. Сегодня он является культурным брендом Республики Татарстан и во многом определяет художественный облик музыкально-театральной Казани.
Фестиваль изменил и сам театр. Изменилось штатное расписание: остались базовые коллективы — хор, оркестр, кордебалет, но был упразднен институт главных специалистов и ведущих солистов. Это позволило рассматривать каждый новый спектакль как отдельный проект, на который приглашаются постановщики со всего мира. Перед каждой новой постановкой осуществляется кастинг по выбору лучших певцов, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра.
Еще одним брендом театра стал Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. Первый фестиваль прошел в 1987 году, после чего мероприятие стало ежегодным. В 1992 году в рамках фестиваля был заявлен балет «Щелкунчик», ставший сенсацией – за дирижерским пультом стоял легендарный танцовщик Рудольф Нуриев. После спектакля он дал согласие на то, чтобы фестиваль носил его имя. Каждый год имена известных танцовщиков и восходящих звезд украшают афишу, репертуар пополняется новыми классическими и национальными спектаклями, приезжают балетные труппы из разных городов и стран.
С 1994 года театр ежегодно проводит международные гастрольные турне по странам Европы (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике до 120 спектаклей в год.
Театр ведет большую работу с композиторами Татарстана по созданию современного оперного и балетного репертуара. Большим успехом пользуются произведения Р. Ахияровой – опера «Любовь поэта» и балет «Золотая Орда». А создатели балета «Сказание о Йусуфе» – либреттист Р. Харис, композитор Л. Любовский и исполнитель главной партии Н. Канетов были удостоены Государственной премии РФ в области литературы и искусства в 2005 году.
В 2005 году в театре была проведена капитальная реконструкция. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов, явившаяся результатом реконструкции, позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.


Населенный пункт : Казань  
Адрес : 420015, Республика Татарстан,г. Казань, площадь Свободы, д. 2
Персоны