Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Шаляпин Федор Иванович
(1873–1938)
Оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918–1927 гг., звание возвращено в 1991 г.), в 1918–1921 гг. — художественный руководитель Мариинского театра. Занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой и снимался в кино.
Началом своей артистической карьеры сам Ф. Шаляпин считал 1889 г., когда он поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова на должность статиста. 29 марта 1890 г. состоялось первое выступление певца — он исполнил партию Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства.
В 1890 г. он переехал из Казани в Уфу и начинал работать в хоре опереточной труппы под руководством С.Я. Семенова-Самарского, где изредка артисту начинают поручать сольные партии.
В следующем году певец выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Затем примкнул к приехавшей в Уфу украинской труппе Г.И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где он познакомился с Дмитрием Устовым, оказавшим участие в судьбе певца. Он стал бесплатно давать ему уроки пения и устроил Ф. Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Ф. Шаляпин прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии.
В 1893 г. он перебрался в Москву, а в 1894 г. — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского. Зимой 1894–1895 гг. певец выступал в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина.
В 1895 г. был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы. На сцене Мариинского театра он с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М.И. Глинки). Разнообразное дарование Ф. Шаляпина выразилось и в комической опере Д. Чимарозы «Тайный брак».
В 1896–1899 гг. выступает на сцене Мамонтовской оперы, исполнив ряд сольных партий в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарте и Сальери» (Сальери) Н.А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А.С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М.П. Мусоргского. В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.
В 1899 г. Ф. Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры — на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Гастрольные выступления Ф. Шаляпина на императорской Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.
В 1901 г. Ф. Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре «Ла Скала», в заглавной партии в опере А. Бойто «Мефистофель».
В революцию 1905 г. жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации. В 1907–1908 гг. гастролировал в США и Аргентине.
С 1914 г. выступал в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде.
В 1915 г. состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).
В 1917 г. при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Ф. Шаляпин выступал не только как певец, исполняя партию Филиппа, но и как режиссер. Его следующим режиссерским опытом стала постановка оперы А.С. Даргомыжского «Русалка».
С 1918 г. — художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.
С июля 1922 г. — на гастролях за границей, в частности в США.
24 августа 1927 г. Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.
В 1932 г. Ф. Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота» по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актеров. Музыку к фильму написал Жак Ибер, натурные съемки проходили близ Ниццы. В 1935–1936 гг. Ф. Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправился в свои последние гастроли — на Дальний Восток. В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.
Весной 1937 г. у Ф. Шаляпина был обнаружен лейкоз. 12 апреля 1938 г., на 66-м году жизни, он скончался в Париже на руках жены.
Партнерами певца в разные годы были: А.М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, М. Дейша-Сионицкая, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, П. Журавленко, E. Збруева, Э. Карузо, К. Держинская, В. Касторский, E. Куза, Н.М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, Г. Угринович, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев, А. Шеманский.
Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актерской деятельностью. Федор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.
Роды занятий