Камерная сцена Большого театра имени Б.А. Покровского
Московский камерный музыкальный театр был создан в 1971 году в результате реорганизации гастрольной оперы «Росконцерта». Художественным руководителем и главным режиссером нового театра стал народный артист СССР, лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий (1947, 1948, 1949 и 1950 годы) Борис Александрович Покровский.
Открытие театра состоялось 18 января 1971 года премьерой оперы Р. Щедрина «Не только любовь» (дирижер В.И. Агронский, в главной роли – Т. Синявская).
Оперный театр Б.А. Покровского возродил к жизни забытый жанр камерной оперы.
В 1981 году на международном семинаре деятелей музыкального театра Б.А. Покровский говорил об организационных принципах камерного театра, при которых происходит своеобразное стирание граней между отдельными профессиями: солисты поют в хоре, танцуют, декламируют и играют на музыкальных инструментах, музыканты действуют на сцене, работники постановочной части создают эскизы отдельных деталей декораций. Это создает условия для возникновения творческого синтеза, что важно в оперном искусстве. Второй темой семинара была проблема взаимодействия исполнителей со зрительской аудиторией.
Десять лет музыкальную часть театра возглавлял музыкант уникального таланта Г.Н. Рождественский. Дирижер-постановщик опер «Близнецы» Ф. Шуберта, «Похождение повесы» И. Стравинского, «12 серия» А. Холминова, «Нос» Д. Шостаковича. На репетициях режиссера и дирижера присутствовал автор – композитор Д.Д. Шостакович.
В своей книге «Моя жизнь – опера» Борис Александрович напишет: «Премьера “Носа” стала праздником, и спектакль поддержали не только в нашей стране, но и во всем мире, то есть окончательно определилось, что значит «музыкальный», что значит «камерный», что значит «театр» (журнал «Музыкальная жизнь» 1981, №12).
22 января 1996 года театру было присвоено звание «академический».
В 1997 году театр переехал в Новое здание на ул. Никольской, 17.
С Борисом Покровским в театре работали режиссеры Н.И. Кузнецов, Г.В. Спектор, Ю.О. Борисов, М.С. Кисляров, приглашенный режиссер из Эстонского оперного театра А. Микк, дирижеры В.И. Агронский, А.А. Левин, В.П. Зива, В. Понькин, Г. Дмитряк, Л.М. Оссовский, художники Н.Т. Хренникова, В. Талалай, М. Соколова, А. Коженкова, И. Ушац, В. Левенталь, Р. Вольский, В. Вольский, С. Бенедиктов, хормейстер детской группы Е. Озерова, балетмейстер Л.М. Таланкина.
Список опер театра Покровского отражает историю мировой оперы. Это первые известные человечеству оперы XVII века: «Эвридика» Я. Пери, «Коронация Поппеи» К. Монтеверди, комедия на Рождество митрополита Ростовского «Ростовское действо».
Это и мировая классика: «Директор театра», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Неожиданная встреча» Й. Гайдна, «Дирижер оркестра» Д. Чимарозы, «Гименей» Г. Ф. Генделя, «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери, «Плащ» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини.
Важное место в репертуаре театра занимают и произведения русских композиторов: «Сокол Федериго дельи Альбериги» Д. Бортнянского, «Скупой» В. Пашкевича, «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» М. Мусоргского, «Дворянское гнездо» В. Ребикова, редко исполняемые произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Также в театре звучат и многие оперы современных авторов: Т. Хренникова, А. Холминова, М. Таривердиева, М. Вайнберга, Л. Десятникова, А. Журбина. В. Кобекина, О. Тактакишвили, А. Шнитке и др.
В буклете первого десятилетия Камерного театра (издание 1982 года) Б.А. Покровский пишет: «В чем я вижу перспективу театра камерной оперы. В создании современного репертуара, современного по музыкально-сценическим формам и содержанию. А классика? Она также является соучастницей наших тенденций, ибо гении прошлого всегда несут нам вечные человеческие чувства. Важно лишь современно, но предельно почтительно отнестись к их партитуре».
С 1 июня 2018 года является структурным подразделением Государственного академического Большого театра России с наименованием «Камерная сцена Большого театра имени Б.А. Покровского».
Открытие театра состоялось 18 января 1971 года премьерой оперы Р. Щедрина «Не только любовь» (дирижер В.И. Агронский, в главной роли – Т. Синявская).
Оперный театр Б.А. Покровского возродил к жизни забытый жанр камерной оперы.
В 1981 году на международном семинаре деятелей музыкального театра Б.А. Покровский говорил об организационных принципах камерного театра, при которых происходит своеобразное стирание граней между отдельными профессиями: солисты поют в хоре, танцуют, декламируют и играют на музыкальных инструментах, музыканты действуют на сцене, работники постановочной части создают эскизы отдельных деталей декораций. Это создает условия для возникновения творческого синтеза, что важно в оперном искусстве. Второй темой семинара была проблема взаимодействия исполнителей со зрительской аудиторией.
Десять лет музыкальную часть театра возглавлял музыкант уникального таланта Г.Н. Рождественский. Дирижер-постановщик опер «Близнецы» Ф. Шуберта, «Похождение повесы» И. Стравинского, «12 серия» А. Холминова, «Нос» Д. Шостаковича. На репетициях режиссера и дирижера присутствовал автор – композитор Д.Д. Шостакович.
В своей книге «Моя жизнь – опера» Борис Александрович напишет: «Премьера “Носа” стала праздником, и спектакль поддержали не только в нашей стране, но и во всем мире, то есть окончательно определилось, что значит «музыкальный», что значит «камерный», что значит «театр» (журнал «Музыкальная жизнь» 1981, №12).
22 января 1996 года театру было присвоено звание «академический».
В 1997 году театр переехал в Новое здание на ул. Никольской, 17.
С Борисом Покровским в театре работали режиссеры Н.И. Кузнецов, Г.В. Спектор, Ю.О. Борисов, М.С. Кисляров, приглашенный режиссер из Эстонского оперного театра А. Микк, дирижеры В.И. Агронский, А.А. Левин, В.П. Зива, В. Понькин, Г. Дмитряк, Л.М. Оссовский, художники Н.Т. Хренникова, В. Талалай, М. Соколова, А. Коженкова, И. Ушац, В. Левенталь, Р. Вольский, В. Вольский, С. Бенедиктов, хормейстер детской группы Е. Озерова, балетмейстер Л.М. Таланкина.
Список опер театра Покровского отражает историю мировой оперы. Это первые известные человечеству оперы XVII века: «Эвридика» Я. Пери, «Коронация Поппеи» К. Монтеверди, комедия на Рождество митрополита Ростовского «Ростовское действо».
Это и мировая классика: «Директор театра», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Неожиданная встреча» Й. Гайдна, «Дирижер оркестра» Д. Чимарозы, «Гименей» Г. Ф. Генделя, «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери, «Плащ» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини.
Важное место в репертуаре театра занимают и произведения русских композиторов: «Сокол Федериго дельи Альбериги» Д. Бортнянского, «Скупой» В. Пашкевича, «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» М. Мусоргского, «Дворянское гнездо» В. Ребикова, редко исполняемые произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Также в театре звучат и многие оперы современных авторов: Т. Хренникова, А. Холминова, М. Таривердиева, М. Вайнберга, Л. Десятникова, А. Журбина. В. Кобекина, О. Тактакишвили, А. Шнитке и др.
В буклете первого десятилетия Камерного театра (издание 1982 года) Б.А. Покровский пишет: «В чем я вижу перспективу театра камерной оперы. В создании современного репертуара, современного по музыкально-сценическим формам и содержанию. А классика? Она также является соучастницей наших тенденций, ибо гении прошлого всегда несут нам вечные человеческие чувства. Важно лишь современно, но предельно почтительно отнестись к их партитуре».
С 1 июня 2018 года является структурным подразделением Государственного академического Большого театра России с наименованием «Камерная сцена Большого театра имени Б.А. Покровского».
Адрес
:
125009, г. Москва, ул. Никольская, 17, стр. 1
Персоны