Персоны
Ермолаева Вера Михайловна
(1893—1937)
Живописец, театральный художник, график, иллюстратор, педагог.
Занималась живописью в студии М.Д. Бернштейна. В 1914 г. продолжила образование в Париже, где изучала творчество П. Сезанна, П. Пикассо, Ж. Брака.
В 1915 г. вошла в кружок «Бескровное убийство». Основной деятельностью группы был выпуск одноимённого футуристического журнала. Ермолаева оформила «Албанский выпуск», ставший основой для пьесы И.М. Зданевича «Янко I» и «Ассиро-Вавилонский выпуск». В 1917 г., объединившись с другими представителями «левого лагеря» – Н.И. Альтманом, Л.А. Бруни, А.С. Лурье, Н.Н. Пуниным, В.В. Маяковским, – «бескровные убийцы» выступили против ведущей роли «Мира искусства» в вопросах художественной политики. В 1918 г. общение с Маяковским привело к совместному проекту издания его пьесы «Мистерия-буфф» (сохранился эскиз обложки, выполненный художницей).
В 1918 г. Ермолаева организовала книжное издательство — артель художников «Сегодня». Иллюстрации к произведениям С.А. Есенина, М.А. Кузмина, Е.И. Замятина, А.М. Ремизова были выполнены в технике линогравюры и раскрашены вручную.
В 1919 г. преподавала в витебском Народно-художественном училище, созданном М.З. Шагалом и объединившим многих известных художников (М.В. Добужинского, Н.Э. Радлова, И.А. Пуни). С созданием группы УНОВИС (Утвердители Нового Искусства) началось тесное сотрудничество с К.С. Малевичем. Наиболее известные работы витебского периода — эскизы праздничного оформления города, а также декораций и костюмов к спектаклю-митингу «Победа над солнцем» (Витебск, Латышской клуб, 1920) и к постановке поэмы Маяковского «Война и мир» (1921).
Вернувшись в Петроград, работала научным сотрудником ГИНХУКа (1923—1926) – первого исследовательского центра современного искусства. Возглавляла лабораторию «А», которая занималась исследованием цвета в различных системах современного искусства. К этому периоду относятся «Портрет с угольником» (1926), «Человек с нотами. Аналитическая композиция» (1927), где воплотились научные эксперименты ГИНХУКа.
Путешествия на Баренцево (1928) и Белое (1930) моря породили циклы гуашей, в которых передана монументальность и необузданность природных явлений. В живописных циклах «Мальчик» (1933—1934), «Спортсмены» (1932—1934), «Деревня» (1933) отразилась экспериментальная деятельность художницы в области новой предметной живописи. В натюрмортах начала 1930-х гг. решались задачи взаимодействия предмета и пространства.
Ермолаева известна как иллюстратор детской книги, она работала в ДЕТГИЗе, в журналах «Чиж» и «Ёж».
В 1934 г. была арестована НКВД, ей вменялась в вину «антисоветская деятельность». Расстреляна в 1937 г. В 1989 г. реабилитирована посмертно.
ГИНХУК. Государственный институт художественной культуры
ДЕТГИЗ. Детское государственное издательство
НКВД. Народный комиссариат внутренних дел СССР
Роды занятий:
Постоянная ссылка на данное описание: