Персоны
Богомазов Александр Константинович
(1880–1930)
Художник, педагог, один из теоретиков авангарда.
В 1902 г. Богомазов поступил в Киевское художественное училище, где его педагогами были В.К. Менк, И.Ф. Селезнёв, А.А. Мурашко. Вместе с ним учились А.П. Архипенко, А.В. Лентулов, А.А. Маневич, А.А. Экстер, С.Н. Ястребцов (Серж Фера). В 1907 г. обучался живописи в частных художественных школах Ф.И. Рерберга и К.Ф. Юона в Москве. Участвует в выставке «Звено» (1908, Киев), где экспонировались работы Д.Д. и В.Д. Бурлюков, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова.
В 1906—1909 гг. изучает живописную систему импрессионистов. Пишет сине-голубые пуантелистические работы «На качелях» (1907), «Женский портрет» (1908—1909), «Портрет Ж.О. Хомицкой» (1909). В это же время для газеты «Киевская мысль» рисует карикатуры и создаёт графические произведения.
В 1914 г. вместе с молодыми киевскими художниками организует группу «Кольцо» и устраивает одноимённую выставку. В статье «Сущность 4-х элементов», опубликованной в каталоге выставки, художник делает анализ природы творчества. Практическим воплощением основных положений его теории стали живописные произведения: «Трамвай» (1914), «Монтёр» (1914—1915), «Паровоз» (1915).
В своём творчестве Богомазов прошёл несколько периодов. В 1913—1917 гг. его занимал кубофутуризм. Богомазов считается одним из основателей кубофутуризма на Украине. Его называли «украинским Пикассо». В 1920 г. художник обратился спектрализму.
С 1917 г. активно участвует в процессе общественно-политических преобразований в стране, работает в сфере агитационно-массового искусства, преподаёт в различных учебных заведениях. В 1918 г. вместе с М.Г. Генке-Шифриной, И.И. Мозалевским, А.Е. Романовым, Б.В. Силкиным создаёт профессиональный союз художников (с 1919 г. — профсоюз киевских художников «Искусство»). Участвует в организации Товарищества деятелей украинского пластического искусства. В 1919 г. Товарищество проводит Первый съезд деятелей украинского пластического искусства, для выступления на котором Богомазов пишет программный доклад «Основные задачи развития искусства живописи на Украине». В нём художник впервые представил основные тезисы своего трактата «Живопись и элементы», посвящённого разработке теории «качественных ритмов». На съезде Богомазов избирается заведующим Отделом художественного образования Всеукраинского комитета изобразительного искусства. В 1919 г. принимает активное участие в оформлении Киева к революционным праздникам. В 1922 г. получает звание профессора станковой живописи Института пластических искусств. Заканчивает теоретический труд «Исследование элементов живописи». С середины 1920-х выставляется на всех крупнейших выставках УССР.
Работы хранятся в СПбГМТиМИ, ГЦТМ, других российских музеях и собраниях.
Роды занятий:
Постоянная ссылка на данное описание: