Персоны
Розен Егор Федорович
(1800–1860)
Русский драматург, писатель, поэт и критик. Наибольшую известность Розену принесли два сочинения, датированные 1836 г. Одно из них — либретто оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», написанное в значительной степени на готовую музыку. Другое — статья «О рифме», помещенная А.С. Пушкиным в первом выпуске издававшегося им журнала «Современник»: общая мысль Розена состоит в том, что рифма естественна для ранней стадии развития национальной поэзии, но затем должна быть отброшена как ненужное украшение, и будущее русской поэзии — за безрифменным стихом.
Розену принадлежат также поэмы «Дева семи ангелов и тайна» (1829) и «Рождение Иоанна Грозного» (1830), пьесы на исторический сюжет «Россия и Баторий» (1833), «Петр Басманов» (1835), «Князья Курбские» (1857, переработка «России и Батория», промежуточная редакция под названием «Осада Пскова» — 1834) и целый ряд других произведений, не слишком высоко оценивавшихся современниками. Пушкин, которого связывали с Розеном доверительные отношения (барон переводил на немецкий его стихи и отрывок из «Бориса Годунова», выступал на стороне пушкинского круга в литературной борьбе 1830-х), поставил его как драматурга выше Кукольника и Хомякова (запись в дневнике от 2 апреля 1834). В 1840-е гг. выступал как консервативный критик в «Сыне отечества», причем в этих статьях есть мемуарные фрагменты о Пушкине.