Персоны
Мейербер Джакомо
(1791–1864)
Композитор, дирижер, пианист.
Игре на фортепиано обучался с 1797 г. у Ф. Лауска, с 1803 г. — у М. Клементи, теории музыки и композиции — у К.Ф. Цельтера и Б.А. Вебера, а с 1810 г. — в Дармштадте у аббата Г.Й. Фоглера. Организовал группу «Гармонический союз» с целью бороться за новую музыку. Около 1799 г. сочинил кантату «Кол зимра» («Глас песнопения») на слова своего учителя иврита Б. Шотлендера.
В 1811 г. за ораторию «Бог и природа» Мейербер получил место придворного музыканта в Дармштадте. Однако его первые оперы «Клятва Ифтаха» (1812) и «Хозяин и гость» (1813) успеха не имели, и по совету А. Сальери он поехал в Италию, где в 1816–1824 гг. изучал принципы итальянского вокала и партитуры Дж. Россини, писал имевшие там успех оперы.
В 1827–1842 гг. Мейербер жил преимущественно в Париже. Новейшие романтические веяния в искусстве и дружба с драматургом Э. Скрибом, ставшим его либреттистом, стимулировали творческий взлет композитора. Он проявил себя новатором, придав музыкальному действию динамичность и театральность, ариям, ансамблям, хорам — виртуозность, оркестровке — массивность и тембровое богатство.
Оперы Мейербера оказали влияние на музыкально-драматическое творчество Дж. Верди, В.Р. Вагнера, П. Чайковского и других.
В 1842–1846 гг., руководя в Берлине театром «Королевские зрелища», Мейербер писал придворную музыку «на случаи» (дивертисменты, торжественные марши, праздничные кантаты); в опере «Лагерь в Силезии» (1844) пытался возродить традиции немецкого зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами), сочинил музыку к драме своего брата М. Бера «Струэнзе» (1846), ставил оперы К. М. Вебера, добился в 1842–1843 гг. постановки в Дрездене «Риенци» и «Летучего голландца» В.Р. Вагнера. В 1846 г. Мейербер возвратился в Париж, где в 1849 г. с триумфом прошла премьера его оперы «Пророк», работал над начатой в 1837 г. «Африканкой», «Юдифью» (1854, не окончена) и другими операми, а также создал ряд произведений для хора и для голоса с фортепиано.Оставаясь верным иудаизму, Мейербер не только написал оперы на библейские сюжеты и музыку к 13 псалмам (для двух хоров), но и сочинил в 1820 г. по заказу синагоги в Лейпциге несколько пьес для органа на темы литургической музыки евреев Северной Франции.