Персоны
Лобанов Андрей Михайлович
(1900–1959)
Советский театральный режиссер и педагог. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
В школьные годы играл в пьесах А.Н. Островского, И.С. Тургенева и др. В 1918 поступил на юридическое отделение факультета общественных наук Московского университета, где сблизился с Р.Н. Симоновым, М.Ф. Астанговым, О.Н. Абдуловым. В студенческом клубе «Наука и искусство» работала драматическая секция, где Лобанов пробовал себя в режиссуре. Осенью 1919 поступил в студию артиста Художественного театра А.А. Гейрота. В 1920, оставив унивеситет, Лобанов перешел в Шаляпинскую студию, присутствовал на занятиях Е.Б. Вахтангова, участвовал в этюдах с Ф.И. Шаляпиным, начал работать с Л.М. Леонидовым и А.Д. Дикимени. В 1921 поступил в школу 2-й Студии Художественного театра. Разочаровавшись в деятельности студии, Лобанов пытался создать студию на Остоженке, однако через два года ушел к Ю.А. Завадскому. В студии Завадского началась его педагогическая деятельность. В 1924 Лобанов вернулся к актерской работе в театре имени В.Ф. Комиссаржевской. После закрытия его в 1927 перешел в Государственный драматический экспериментальный театр при Профклубной мастерской. В 1931 в студии Симонова поставил «Таланты и поклонники» А.Н. Островского. Успех спектакля был ошеломляющим.
С 1937 — режиссер Театра Революции. В 1939 Хмелев пригласил его в Ермоловский театр на постановку Д.Б. Пристли «Время и семья Конвей». Премьера состоялась осенью 1940 и стала сенсацией. Во время войны Лобанов поставил в передвижном театре обозрение «Наша Москва» (1942), во 2-м Фронтовом театре ВТО — Дом на холме В.А. Каверина, в 4-м Фронтовом театре — «Парень из нашего города» К.М. Симонова, в Московском театре миниатюр — «Москва и москвичи». Прорывом в советском театре второй половины 1940-х годов и первой половины 1950-х стали «тихие» спектакли Лобанова. В 1946 он возглавил Ермоловский театр, поставил спектакли «Старые друзья» Малюгина (1945), «Далеко от Сталинграда» Сурова (1946), «Люди с чистой совестью» по Вершигоре (1947), «Спутники» Пановой (1947), «Счастье» по Павленко (1948), «Невольницы» Островского (1948), «Дачники» Горького (1949), «Миссурийский вальс» Погодина, «Рассвет над Москвой» Сурова, «Молодые годы» Трифонова и т.д. До 1959 преподавал в ГИТИСе, профессор (с 1948).