Новый музей театра в Музее истории театров Дагестана
Экспозиция
Музея истории театров Дагестана.
К
100-летнему юбилею Расула Гамзатова
В год 100-летнего юбилея великого дагестанского поэта Расула
Гамзатова Театральным музеем им. А.А. Бахрушина была создана новая экспозиция в
Музее истории театров Дагестана, одном из
самых уникальных театральных музеев нашей страны.
Цель экспозиции
– представление многонационального театрального
искусства Дагестана. 12 национальных театров – русский, аварский, кумыкский,
ногайский, дагестанский, лакский, лезгинский и другие – составили
экспозиционное «многоголосие», которое позволило создать общий образ Театра
республики. В то же время каждый театр в новой экспозиции имеет свой
незабываемый «голос».
Задачей экспозиции является раскрытие – через
предметы из собрания Музея истории театров Дагестана и фондов Бахрушинского
музея – истории становления и развития театральной школы Дагестана,
представление самых ярких ее деятелей – режиссеров, актеров, художников,
драматургов, современных страниц театральной жизни. Впервые отдельная тема посвящена
Расулу Гамзатову и раскрывает его связь с театром нашей страны, его влияние на
театральное искусство Дагестана.
Истории каждого театра посвящен отдельный экспозиционный блок.
Одним из
главных художественных образов экспозиции стал ОБРАЗ КАВКАЗА, «ГОЛОС» КАВКАЗА –
соединяющая основа искусства всех кавказских народов, основа творчества и
Расула Гамзатова, и всех театральных деятелей республики. Вся их деятельность
пронизана любовью к своей земле, Дагестану, Кавказу в целом.
Рассказывают
удивительную историю о национальном поэте и певце Омарла Батырае, чье имя носит
Даргинский театр. Однажды Батырай повстречался в пути со знакомыми. Среди них
был незнакомый Батыраю кумык, который, узнав
о способностях поэта, иронически произнес: «Петь на родном языке всякий может,
пусть ваш певец попробует спеть по-кумыкски». Батырай запел:
его песня заполнила ущелье. Она не была ни кумыкской, ни даргинской: песня
соединяла в себе мелодии всех народов Дагестана. Она была могучая, звонкая, как
горы, и широкая, раздольная, как степь. Батырай кончил петь. Слушатели долго
молчали. Безмолвен был и кумык, боясь нарушить это торжественное молчание.
Образ гор стал главным символом творчества
современного дагестанского /лакского композитора Ширвани Чалаева (народного
артиста РСФСР, автора опер «Горцы», «Казаки» и «Хаджи-Мурат» по произведениям
Льва Толстого и многих других знаменитых произведений). В партитуре оперы «Казаки» важным
музыкальным персонажем стал Голос гор/Зов гор – напев, который на сцене
звучал в мощном исполнении самого композитора.
Создать образ Дагестана помогает мультимедийная
программа «Мой Дагестан», названная по произведению Расула Гамзатова,
включающая виды Дагестана и сопровождаемая народными напевами, музыкой дагестанского
композитора Мурада Кажлаева «Снова в горы», стихами великого дагестанского
поэта и напевом Ш. Чалаева из спектакля «Казаки» в его исполнении. Программа открывает
экспозицию.
А два полотна знаменитого дагестанского графика,
живописца, сценографа Ибрагим-Халила Супьянова из серии «Пастухи
пространства» позволяют создать художественно-экспозиционный
образ, который объединяет массив театральных материалов 12-ти театров в единое
целое.
Эти произведения художника, специально подготовленные
им для театральной выставки, как и все его творчество, наполнены глубоким
философским смыслом и уходят в глубины народного дагестанского искусства. В серии
художника «Пастухи пространства» выступают Великими охранителями, стражами мира
театра и созданной экспозиции. Работы напоминают загадочные артефакты, в которых
хитро сплетены древние письмена, герои доисламских эпосов и суфийская мистика.
«Пастухи пространства» воплощают тот удивительный, фантастический, самобытный
мир, в котором органично соединяются многовековая традиционная культура народа
и современные художественные тенденции. Посетителю представляется
возможность разгадать зашифрованные
послания художника, опираясь на собственные внутренние ощущения и эмоции.