Новый музей театра в Музее истории театров Дагестана

Экспозиция Музея истории театров Дагестана.

К 100-летнему юбилею Расула Гамзатова

 

В год 100-летнего юбилея великого дагестанского поэта Расула Гамзатова Театральным музеем им. А.А. Бахрушина была создана новая экспозиция в Музее истории театров Дагестана, одном из самых уникальных театральных музеев нашей страны.

Цель экспозициипредставление многонационального театрального искусства Дагестана. 12 национальных театров – русский, аварский, кумыкский, ногайский, дагестанский, лакский, лезгинский и другие – составили экспозиционное «многоголосие», которое позволило создать общий образ Театра республики. В то же время каждый театр в новой экспозиции имеет свой незабываемый «голос».

Задачей экспозиции является раскрытие – через предметы из собрания Музея истории театров Дагестана и фондов Бахрушинского музея – истории становления и развития театральной школы Дагестана, представление самых ярких ее деятелей – режиссеров, актеров, художников, драматургов, современных страниц театральной жизни. Впервые отдельная тема посвящена Расулу Гамзатову и раскрывает его связь с театром нашей страны, его влияние на театральное искусство Дагестана.

 

Истории каждого театра посвящен отдельный экспозиционный блок.

Одним из главных художественных образов экспозиции стал ОБРАЗ КАВКАЗА, «ГОЛОС» КАВКАЗА – соединяющая основа искусства всех кавказских народов, основа творчества и Расула Гамзатова, и всех театральных деятелей республики. Вся их деятельность пронизана любовью к своей земле, Дагестану, Кавказу в целом.

Рассказывают удивительную историю о национальном поэте и певце Омарла Батырае, чье имя носит Даргинский театр. Однажды Батырай повстречался в пути со знакомыми. Среди них был незнакомый Батыраю кумык, который, узнав о способностях поэта, иронически произнес: «Петь на родном языке всякий может, пусть ваш певец попробует спеть по-кумыкски». Батырай запел: его песня заполнила ущелье. Она не была ни кумыкской, ни даргинской: песня соединяла в себе мелодии всех народов Дагестана. Она была могучая, звонкая, как горы, и широкая, раздольная, как степь. Батырай кончил петь. Слушатели долго молчали. Безмолвен был и кумык, боясь нарушить это торжественное молчание.

Образ гор стал главным символом творчества современного дагестанского /лакского композитора Ширвани Чалаева (народного артиста РСФСР, автора опер «Горцы», «Казаки» и «Хаджи-Мурат» по произведениям Льва Толстого и многих других знаменитых произведений). В партитуре оперы «Казаки» важным музыкальным персонажем стал Голос гор/Зов гор – напев, который на сцене звучал в мощном исполнении самого композитора. 

Создать образ Дагестана помогает мультимедийная программа «Мой Дагестан», названная по произведению Расула Гамзатова, включающая виды Дагестана и сопровождаемая народными напевами, музыкой дагестанского композитора Мурада Кажлаева «Снова в горы», стихами великого дагестанского поэта и напевом Ш. Чалаева из спектакля «Казаки» в его исполнении. Программа открывает экспозицию.

А два полотна знаменитого дагестанского графика, живописца, сценографа Ибрагим-Халила Супьянова из серии «Пастухи пространства» позволяют создать художественно-экспозиционный образ, который объединяет массив театральных материалов 12-ти театров в единое целое.

Эти произведения художника, специально подготовленные им для театральной выставки, как и все его творчество, наполнены глубоким философским смыслом и уходят в глубины народного дагестанского искусства. В серии художника «Пастухи пространства» выступают Великими охранителями, стражами мира театра и созданной экспозиции. Работы напоминают загадочные артефакты, в которых хитро сплетены древние письмена, герои доисламских эпосов и суфийская мистика. «Пастухи пространства» воплощают тот удивительный, фантастический, самобытный мир, в котором органично соединяются многовековая традиционная культура народа и современные художественные тенденции. Посетителю представляется возможность разгадать зашифрованные послания художника, опираясь на собственные внутренние ощущения и эмоции.